На Новой сцене Александринского театра 4 марта вручат театральную награду для молодых «Прорыв». В шорт-лист вошли два десятка постановок: от современного кукольного театра до спектакля-дискотеки и постановки с пародией на «Вечернего Урганта».
«Бумага» рассказывает про каждый из спектаклей шорт-листа и объясняет, почему на него стоит сходить. В списке учтены все номинации премии: «Лучший режиссер», «Лучший художник», «Лучшая актриса», «Лучший актер», «Лучший исполнитель роли второго плана» и «Лучший менеджер».
«Бумага» — информационный партнер премии «Прорыв».
«Беглец»
«Беглец» по повести «Казаки» Льва Толстого — дебют режиссера Айдара Забаррова в Театре имени Ленсовета. По сюжету, молодой человек уезжает из наскучившей Москвы на Кавказ — в поисках разухабистой свободной жизни. Но если у Толстого отношения героев перемежаются объемными описаниями горной природы и казачьего быта, то в постановке Забаррова на первый план выходят личные переживания героев.
Спектакль честнее назвать инсценировкой: режиссерской интерпретации в нем практически нет. Зато есть хорошая актерская работа и оригинальное художественное оформление. Декорации в привычном смысле отсутствуют, сцену застелили деревянными досками, на которые время от времени льется вода.
«Цацики идет в школу»
Главного героя серии книг шведской писательницы Мони Нильсон зовут Цацики Юхансон (мама назвала его так в честь своего любимого соуса). Цацики идет в школу, где первый раз влюбляется и даже ввязывается в драку, а Мамаша всячески его поддерживает. В театре «Суббота» эту забавную историю режиссер Юлия Каландаришвили умудрилась поставить лишь с двумя артистами и элементарным реквизитом вроде тетради, клея-карандаша и транспортира. В результате получился качественный семейный спектакль, который с одинаковым интересом смотрят и дети, и взрослые.
«Нос»
В этом спектакле режиссер Виктор Бугаков использует не только знаменитый гоголевский сюжет, который дал постановке название, но и цитаты из других произведений писателя: «Мертвых душ», «Женитьбы» и «Петербургских повестей». Как следствие, главная роль отведена не майору Ковалеву, а Дьяволу, бессловесную роль которого исполняет Рача Махатаев.
Постановка Бугакова эффектная и динамичная: за танцами следует хор, за театром теней — видеопроекция. Стремительный темп, с одной стороны, не позволяет зрителю заскучать, но с другой, за 2,5 часа может и утомить.
«Солнца ьнет»
Спектакль молодого режиссера Антона Оконешникова и хореографа Алексея Салогуба — пример того, какой может быть режиссура, если умело использовать современные технологии.
Созданный по мотивам скандальной футуристической оперы «Победа над солнцем», над которой в 1913 году работали Матюшин, Крученых, Хлебников и Малевич, «Солнца ьнет» является лишь одним из вариантов ее интерпретации. 30 зрителей спектакля помещают на подвижную конструкцию-аттракцион и отправляют в будущее, где правит машинерия, а человечество представлено лишь в языческом племени «будетлян». Минималистичные декорации и костюмы, синонимичные известным эскизам Малевича, для «Солнца ьнет» разработала художница Елена Жукова.
«Человек из машины»
Действие спектакля происходит в будущем, где каждый за приличные деньги может сконструировать себе партнера по потребностям: выбрать цвет волос, рост, характер. Фантастическую историю о том, как главная героиня решается на подобный эксперимент, написала драматург Мария Зелинская, а на сцену перенес режиссер Руслан Нанава. Правда, финал спектакля прозаичен: вместо «идеала» девушка влюбляется в живого мужчину.
Эмоциональные диалоги героев сбалансированы минималистичными декорациями: почти всю площадь небольшой сцены занимает черный кожаный диван. Отдельно стоит обратить внимание на работу со светом художника Валентина Бакояна.
«Диджей Павел», «Художник извне и изнутри», «Я свободен. Частично»
Ксению Волкову, продюсера независимого петербургского «театра post», номинировали на «Прорыв» за успешный выпуск сразу трех спектаклей, на каждый из которых стоит сходить.
«Диджей Павел» — реальная дискотека, на которой каждый может станцевать с актерами под песни Пугачевой, Леонтьева и другие хиты эстрады 80-х годов. «Художник извне и изнутри» — это спектакль-выставка руководителя театра Дмитрия Волкострелова и критика и куратора Дмитрия Ренанского. А «Я свободен. Частично» Всеволода Лисовского поставлен (как и «Диджей Павел») по уникальной пьесе Павла Пряжко, которая состоит из 535 фотографий и 13 подписей к ним.
«Мой дедушка был вишней»
Режиссер Иван Пачин не боится разговаривать с маленькими детьми о сложном: о смерти близких, разводе родителей и неизбежности взросления. С теплотой и тонким юмором артисты БТК рассказывают историю итальянского мальчика Тонино, который теряет любимых бабушку и дедушку, а потом пытается уберечь от бульдозера вишневое дерево. Главного героя с безупречной искренностью играет Михаил Ложкин.
Сценография Евгении Исаевой абстрактная: желтая тряпочка изображает солнце, картонка на палочке становится собакой Флоппи, а дерево изображено на полу с помощью бумажного скотча.
«Снегурочка»
Спектакль Елены Павловой — тот случай, когда режиссерская интерпретация оказывается важнее известного сюжета. Поставленный по опере современного композитора Александра Маноцкова, он провоцирует и смущает: Снегурочка — неприступная девственница, а берендеево царство — одержимая влечением сила.
Создатели заявляют, что в постановке каждый раз используют 300 килограммов льда, а живая рыба, которой в одной из сцен натуралистично вспарывают живот, остается невредимой. Эта версия «Снегурочки» всё еще сопровождается спорами, так что сходить на нее стоит, чтобы составить собственное впечатление.
«Сибирь»
Главный и единственный герой спектакля Романа Кагановича — пожилой мужчина, «сосланный» семьей в дом престарелых. Он медленно, на глазах у зрителя, сходит с ума, фантазии смешиваются с реальностью. Но сочувствовать ему непросто: персонаж актера Сергея Азеева оказывается неприятным человеком. «Сибирь» — не простой для восприятия спектакль, который требует от зрителя активной эмпатии и вовлеченности.
«Медея»
В спектакле режиссера Евгении Сафоновой главное выразительное средство — речь: каждый актер чеканит слова на свой манер. Исполнители практически не двигаются, удерживая зрительный контакт с залом.
Сафонова вместе с командой традиционно продумывает спектакли до мельчайших деталей. История о детоубийце Медее и ее любовнике Ясоне отличный тому пример: сама Сафонова трансформирует камерную сцену в белоснежный павильон, Сергей Илларионов одевает героев в стильные костюмы, Михаил Иванов сопровождает постановку лаконичным видеорядом.
«Семь гульденов. Игра об Анне Франк»
Пересказать сюжет спектакля Владимира Кустова невозможно: последовательность эпизодов каждый раз разная и задается игральными костями. В основе сюжета — личный дневник девочки Анны Франк, жившей во время Второй мировой в оккупированном Амстердаме.
В двухлетней хронике чередуются война и личные тревоги и радости: в одной из сцен Анна влюбляется и мечтает о платьях, а в другой прячется от немецких солдат в подвале. И Владимиру Кустову и актрисе Ксении Плюсниной в своем спектакле удалось передать эту неоднородность повествования.
«Комната Герды»
Этот спектакль — пример современного кукольного театра, ушедшего от ширм и фигурок из папье-маше. Два ключевых компонента спектакля Яны Туминой — блестящая игра Алисы Олейник и сценография Ника Хамова.
При этом актриса в постановке уже не маленькая озорная девочка, а старушка-Герда, запертая в тесной комнате с предметами, живущими своей собственной жизнью. Из стены может вырасти роза, стол может отодвинуться от табуретки, а перчатка — обернуться черным вороном.
«Гамлет»
Одна из главных причин, почему «Гамлета» Юрия Бутусова так широко обсуждают, — исполнение заглавной роли Лаурой Пицхелауре. Актриса делает образ одновременно и маскулинным, и лишенным не только гендера, но и возраста, и любой другой характеристики. Это то, на чем настаивает Бутусов: Гамлет уже давно не персонаж, а миф, некая энергетическая субстанция. При этом в «Гамлете» нет финальной сцены: по мнению режиссера, заглавный герой не может умереть.
«Три толстяка. Эпизод II. Железное сердце»
Андрей Могучий создал сериал-антиутопию с мощным социальным посылом: в двух из трех запланированных частей режиссер скрестил известную сказку Юрия Олеши со «Звездными войнами» и третьим сезоном «Твин Пикса». Авторы утверждают, что работа настолько сложная технически, что спектакль невозможно даже вывезти на гастроли.
В первой части на сцене разрушалась огромная стена из коробок, выкатывалась настоящая артиллерийская пушка и через весь зал по канату перемещался гимнаст Тибул. Во втором эпизоде феерия и аттракцион про сопротивление условного народа условному государству продолжается.
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал»
Известную в советское время пьесу «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского режиссер Виктор Рыжаков ставит в эстрадной эстетике — с большим количеством музыкальных номеров и пластических этюдов. Артисты исполняют песни «Ленинграда», Pink Floyd и Александра Вертинского, разыгрывают кукольный театр, устраивают рэп-баттл и внезапно зачитывают «народную лекцию о вреде сифилиса в стихах». Правда, сориентироваться внутри спектакля непросто, так что перед походом стоит перечитать пьесу.
«Мастер и Маргарита»
Мистическое в спектакле Григория Козлова деликатно отодвинуто в сторону — булгаковский текст режиссер видит как карнавал. Это делает сюжет понятнее, но почти полностью лишает спектакль философского заряда романа. Зрителю стоит быть готовым и к пародиям на «Вечернего Урганта», и к тому, что Воланд курит вэйп.
Важно: спектакль разделен на два вечера и длится в общей сложности восемь часов. Но он совсем не утомителен, и в этом заслуга молодых студентов актерского курса Козлова, которые умудряются перевоплотиться в 155 различных персонажей.
«Вишневый сад»
У Лопахина каждые пять минут из носа течет кровь, Гаев стремительно спивается, Аня почему-то беременна от Пети Трофимова, а Раневская ложится на пол и заворачивается в ковер. И выглядит это ужасно забавно. Режиссер Лев Эренбург ставит «Вишневый сад» как фарс, где почти нет места рефлексии, зато много сострадания и нежности по отношению к героям, которых играет сразу четыре поколения выпускников Эренбурга.
«Вишневый сад» в НДТ — редкий случай, когда один из самых заезженных сюжетов успешно перерабатывается режиссером и так же успешно воспринимается публикой.