22 ноября 2018

В Москву приезжают Muse, Bon Jovi и Metallica, а в Хельсинки проводят фестиваль Flow. Почему в Петербурге редко выступают мировые звезды и что мешает их привозить

Проект «Лучше здесь» — это серия встреч петербургских предпринимателей и рубрика «Бумаги» и Банка «Санкт-Петербург» о петербургском бизнесе.

Если вы занимаетесь бизнесом в Петербурге и хотели бы прийти на эту встречу — расскажите нам о себе, пожалуйста, заполнив короткую форму в конце материала. Мы будем рады с вами познакомиться!


Раньше в Петербург приезжали Madonna и Metallica, но в последние три года выступлений мировых звезд стало значительно меньше. При этом знаменитые артисты регулярно дают концерты в Москве, а в соседней Финляндии проходит фестиваль Flow, где выступают Кендрик Ламар и Канье Уэст. До Петербурга звезды их уровня не доезжают из-за высоких гонораров и низкого спроса на билеты.

Почему в Петербург сложно привезти артистов уровня Muse и Red Hot Chili Peppers и какие группы способны собрать полный стадион на Крестовском, можно ли организовать в городе фестиваль уровня Flow и сколько платят за выступление зарубежным музыкантам? «Бумага» поговорила с организаторами концертов о том, как в Петербурге проводят шоу мировых звезд и масштабные фестивали.

Как часто в Петербург приезжают мировые звезды?

Только за 2018 год в Петербурге выступили Depeche Mode и Prodigy, Sting и Nick Kave & The Bad Seeds, Nickelback и 30 Seconds to Mars, Deep Purple и Ozzy Osborne. В год в Петербурге проводится больше 20 концертов музыкантов такого уровня. Точные цифры посещаемости концертов организаторы обычно не раскрывают, но зарубежные звезды выступают на городских площадках вместимостью от 3700 человек (БКЗ «Октябрьский») до более чем 25 тысяч (СКК, который в ближайшее время закроют на реконструкцию).
На самой большой концертной площадке города — стадионе на Крестовском острове — из зарубежных артистов пока никто не выступал. В октябре 2018 года более 65 тысяч зрителей там, по данным организаторов, собрала группа «Ленинград», в августе 2019 года в рамках мирового тура там же должны выступить Rammstein.
При этом такие массовые концерты не будут проводиться на стадионе в Петербурге регулярно, уверен организатор петербургского фестиваля Stereoleto и гендиректор концертного агентства «Светлая музыка» Илья Бортнюк. Он подчеркнул, что в мире есть всего несколько групп, которые хотя бы теоретически могут собрать около 50 тысяч зрителей в Петербурге — кроме Rammstein это Imagine Dragons и AС/DC. Чуть меньше, около 40 тысяч, по оценке Бортнюка, могла бы собрать Metallica.
По мнению концертного агентства Matreshka Concerts, которое в 2018 году провело в Петербурге концерты Prodigy и Sting, открытие стадиона поможет привлечь топовых артистов в Петербург, но не больше чем на одно выступление: «статусные артисты требуют хорошей акустики, а стадион не строился с учетом этого фактора».

Как организаторы проводят концерты мировых звезд и сколько им платят?

Концерты зарубежных исполнителей, собирающих в Петербурге по несколько тысяч человек, проводят всего несколько концертных агентств — в 2018 году это чаще всего были агентства NCA, PMI, «Мельница» и Matreshka Concerts. В концертном агентстве Matreshka Concerts рассказали, что переговоры с артистами такого уровня начинаются примерно за год до концерта, а с момента подписания контракта с артистом до выступления проходит около полугода.
Опрошенные петербургские организаторы отмечают, что переговоры с иностранцами часто срываются из-за того, что все статусные артисты имеют сразу несколько приглашений из разных стран и никогда не поедут специально в Петербург — город вызывает интерес для выступления только если вписывается в тур с точки зрения логистики, так как в Россию тяжелее добраться, чем в страны ЕС. Кроме того, для посещения страны нужны отдельные визы. Поэтому практически всегда статусные музыканты если и едут в Петербург, то при условии выступления в Москве.
Гонорар артисту выплачивается до концерта, подчеркивает гендиректор концертного агентства «Светлая музыка» Илья Бортнюк. Для музыканта или группы, которая может собрать на своем концерте в Петербурге 2–3 тысячи человек, гонорар обычно начинается от 20–30 тысяч евро за выступление, но может превышать и 100 тысяч. «Бывает, что артист стоит 150 тысяч евро, но он в Петербурге и 2 тысяч не соберет. Очень мало в мире артистов, которые стоят вменяемых денег, и за них очень большая конкуренция», — поясняет Бортнюк.
По словам Бортнюка, успешно проведенные концерты зарубежных исполнителей среднего уровня чаще всего приносят организаторам прибыль от 100 до 300 тысяч рублей. Иногда выгода может составить до 1 млн рублей.
При этом продать необходимое количество билетов и получить даже такую прибыль в условиях высоких гонораров, выплачиваемых в евро и долларах, удается далеко не всегда. По данным агентства Matreshka Concerts, в Петербурге не окупается примерно 70 % концертов зарубежных музыкантов. По оценке Бортнюка, процент убыточных концертов варьируется от агентства к агентству: «Здесь может работать правило Парето (в общем виде звучит так: 20 % усилий дают 80 % результата — прим. «Бумаги») — эти 30 % удачных дают прибыль, покрывающую те 70 %, и [организаторы] еще нормально зарабатывают».
При этом промоутеры отмечают, что заработать проще на концертах популярных российских исполнителей, таких как «Ленинград» или «Би-2».

Почему зарубежные музыканты чаще выступают в Москве?

В Москве проходит гораздо больше концертов мировых звезд самого высокого уровня. Только с мая по июль 2019 года в московских «Лужниках» поочередно выступят Metallica, Muse и Bon Jovi. В Петербург ни одна из этих групп не приедет.
Организаторы концертов объясняют это просто: рынок в Москве гораздо больше, чем в Петербурге. Больше людей готово покупать дорогие билеты и ходить на концерты. Это, в свою очередь, дает организаторам возможность привозить в Москву более именитых артистов. При этом, когда артисты все-таки добираются до Петербурга, цены на билеты отличаются незначительно. На концерт Rammstein в 2019 году в Москве билеты стоят от 3,5 тысяч рублей, в Петербурге — от 4 тысяч.
— У нас сложно представить ситуацию, чтобы на выступление группы Arcade Fire (выступала на «Пикнике Афиши» в Москве в 2018 году, собравшем около 65 тысяч зрителей — прим. «Бумаги») пришло 30 тысяч человек. У нас она, может быть, соберет 5–7 тысяч. Рынок гораздо меньше, при этом петербуржцы даже более требовательны к артистам. Москва более всеядна, — поясняет организатор фестиваля Stereoleto Илья Бортнюк.
В агентстве Matreshka Concerts также указывают, что в Петербурге гораздо меньше подходящих площадок для таких выступлений: «В городе после [грядущего] закрытия СКК фактически остается одна площадка – Ледовый (обычно вмещает порядка 12 тысяч зрителей, при нестандартной конфигурации арены доступно более 15 тысяч мест — прим. «Бумаги»), что автоматически означает высокие цены на билеты в силу огромных гонораров».

Почему раньше концертов мировых звезд в Петербурге было больше?

Madonna, Linkin Park, Muse, Red Hot Chili Peppers, Metallica — все эти артисты давали концерты в Петербурге в период с 2007 по 2015 годы. После этого ни один из них в город не приезжал, в Москве большинство этих артистов выступали и в последующие годы.
Проводить такие концерты стало сложнее из-за падения курса рубля. Во время кризиса курс упал примерно в два раза, из-за чего организаторам стало сложнее выплачивать иностранцам гонорары в евро и долларах. Кроме того, начали сокращаться реальные доходы россиян. На пике кризиса в конце 2014 года промоутеры говорили, что количество концертов зарубежных музыкантов в России упало на 90 % по сравнению с 2013 годом. С 2015 года ситуация стала выравниваться, но на прежний уровень не вернулась до сих пор.
Кроме того, часть музыкантов, например Madonna, не хотят выступать в России из-за неприятия политики страны. «Многие артисты принципиально не хотят ехать в Россию, некоторые автоматически завышают гонорар в полтора раза, надеясь на отказ организатора от контракта», — подчеркнули в Matreshka Concerts.

На какие петербургские фестивали приезжают иностранные музыканты?

Фестивалей, которые могут позволить себе гонорары известных зарубежных музыкантов, в Петебурге немного. Зарубежных джазистов привозят на «Усадьбу Jazz» и «Петроджаз», электронные музыканты выступают на Present Perfect и Gamma Festival, часть лайнапа VK Fest также составляют зарубежные исполнители.
Самым известным участником петербургских фестивалей 2018 года стала британская рок-группа Franz Ferdinand, выступившая на Stereoleto. По оценкам организатора фестиваля Ильи Бортнюка, на сольном концерте в Петербурге группа собрала бы 2–3 тысячи человек, фестиваль же посетили 18 тысяч человек. Группы именно такого уровня доступны для выступлений на петербургских фестивалях, подчеркивает Бортнюк. «Группу Gorillaz, которая сольно собрала бы 5–6 тысяч, например, я уже не смогу позволить себе пригласить из-за ограничений бюджета», — поясняет он.

Почему в Петербурге сложно провести фестиваль уровня финского Flow?

Фестиваль Flow проводится в Хельсинки с 2004 года, его организует команда из 7 человек (во время фестиваля на площадке работает до 3 тысяч человек). В разные годы на нем выступали Канье Уэст, Кендрик Ламар, Arctic Monkeys, Лана Дель Рей и другие звезды. Последний фестиваль, прошедший в августе 2018 года, собрал около 84 тысяч посетителей. Сооснователь и программный директор Flow Туомас Каллио пояснил «Бумаге», что около 2 тысяч из них приехали из России. Примерно столько же гостей было из Великобритании. Больше — только из Финляндии.
Организатор Stereoleto Илья Бортнюк подчеркивает, что фестиваль такого уровня в Петербурге провести фактически нереально из-за разницы в доходах финнов и россиян и соответствующей разницы в ценах на билеты — входной билет на один день Stereoleto в 2018 году стоил 2500 рублей, билет на три дня Flow 2019 сейчас стоит 185 евро (около 13800 рублей по текущему курсу). Такая цена позволяет финскому фестивалю выплачивать большие гонорары суперзвездам.
— Мы же за счет билетов возвращаем меньше половины затрат, остальное — партнеры и спонсоры. Кроме того, там выше фестивальная культура. Они лучше ходят на концерты и фестивали, для них это важно. Если у них на Кендрика Ламара придет 30 тысяч человек, то у нас 7–10 тысяч. А гонорар у него останется такой же, вне зависимости от посещаемости, — поясняет Бортнюк. Это подтверждается статистикой: если Flow в 2018 году собрал 84 тысячи зрителей, то Stereoleto — только 18 тысяч.
Бортнюк подчеркивает, что разница в бюджетах сильно сказывается из-за того, что российским организаторам приходится конкурировать за иностранных звезд со всем миром: «Артист, который собирает здесь 1–2 тысячи человек может стоить 50–100 тысяч евро просто потому, что в Финляндии он может собрать 10 тысяч». В итоге именно наличие альтернативных вариантов для выступлений является основной причиной отказов музыкантов во время переговоров — например, в России фактически нереально организовать концерт известного исполнителя в даты, совпадающие с британским фестивалем Гластонбери, который проводится в конце июня.
Из-за наличия таких альтернатив срываются переговоры примерно с 49 из 50 зарубежных звезд, подчеркивает Бортнюк. Среди тех, с кем Stereoleto вел переговоры в разные годы, например, Лана Дель Рей (переговоры шли до того, как певица стала известна по всему миру) и Kasabian.
Из-за настолько тяжелых переговоров букинг артистов начинается фактически за год до очередного фестиваля, но полностью лайнап становится известен только в мае, хедлайнеры — на несколько месяцев раньше. Например, уже сейчас организаторы Stereoleto имеют договоренности с несколькими российскими хедлайнерами фестиваля 2019 года, также подтверждено участие 6 зарубежных артистов. Переговоры с зарубежными хедлайнерами продолжаются. Их имена фестиваль пока не называет.

На какие еще российские фестивали приезжают мировые звезды?

После того как в 2013 году закрылся фестиваль «Рок над Волгой», а в 2015 году Kubana переехала из Краснодарского края в Ригу из-за давления властей (последние два года фестиваль не проводился — прим. «Бумаги»), фестивалей с участием мировых звезд в России осталось не так много. Большинство из них проводятся в Москве или ее окрестностях. Одними из самых крупных являются «Пикник Афиши», где выступали Arcade Fire, Kasabian и The Chemical Brothers, и Park Live, хедлайнерами которого были David Guetta, Muse, System of a Down и Red Hot Chili Peppers.
Основательница и президент фестиваля «Усадьба Jazz», на котором выступают джазисты со всего мира, Мария Семушкина подчеркивает, что успешные переговоры с известными артистами являются одним из самых сложных этапов подготовки, который начинается более чем за год до фестиваля. «Усадьба Jazz» проводится уже 14 лет, за это время фестивали прошли в шести городах. Организует их московское агентство «АртМания». В Петербурге фестиваль впервые прошел в 2011 году, и адаптация к более маленькому петербургскому рынку заняла у агентства несколько лет — первые два года фестиваль был убыточен, а в 2013 году фестиваль даже отменили из-за нехватки средств. Со следующего года фестиваль вернулся, и теперь организаторы утверждают, что проводить его в Петербурге не сложнее, чем в Москве, потому что там «публика избалована» множеством фестивалей. «У Петербурга есть своя специфика: здесь ты должен сначала завоевать доверие аудитории. У нас на это ушло несколько лет», — говорит Семушкина.
О специфике небольшого, по сравнению с Москвой, петербургского рынка говорит и организатор Stereoleto. «Музыкальные фестивали в Петербурге — тяжелый и не очень хороший бизнес с точки зрения именно зарабатывания денег. Очень много факторов влияет на него. Если бы меня спросили, нужно ли заниматься фестивалями, чтобы заработать денег, однозначно — нет. Лучше мебелью или продуктами торговать», — подчеркивает Бортнюк.

Какие масштабные концерты пройдут в Петербурге в 2019 году?

Самым массовым, предположительно, станет концерт Rammstein на стадионе на Крестовском острове 2 августа. Билеты на концерт стоят от 4 тысяч рублей, их продают партиями.
Также в Петербурге выступят Twenty One Pilots (концерт состоится 4 февраля, все билеты раскуплены), Kiss (11 июня, билеты от 3 тысяч рублей) Manowar (12 марта, билеты от 1900 рублей), Zaz (4 февраля, билеты от 1500 рублей), Skillet (22 апреля, билеты от 1900 рублей) и A-HA (20 ноября, билеты  от 2500 рублей).

Фото на обложке: vk.com/photo-139701308_456240367

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.