За последние полгода режиссер Константин Богомолов поставил спектакли в БДТ и «Приюте комедианта», а сейчас готовит третью премьеру. Его предыдущий петербургский проект — «Лир. Комедия» по мотивам трагедии Шекспира и произведений Ницше — в 2011 году вызвал скандал.
«Бумага» рассказывает, чем примечателен Богомолов, почему его называют реформатором российской театральной сцены наряду с Кириллом Серебренниковым и чего ждать от его новых спектаклей в Петербурге.
Богомолов ставит спектакли больше 10 лет. В МХТ имени Чехова его эксперименты поддерживал Олег Табаков
Считается, что «в свет» Богомолова вывел Олег Табаков, поддерживающий все его эксперименты, даже самые радикальные. Именно он рискнул и пригласил еще совсем юного, но уже скандально известного в узких кругах режиссера в «Табакерку», а в 2012 забрал в МХТ имени Чехова, где Богомолов поставил восемь спектаклей. Среди них резонансные «Карамазовы», «Дракон», «Идеальный муж» и недавние «Три сестры».
Богомолов и Табаков не только работали вместе, но и дружили. Публичным символом их дружбы стал спектакль «Юбилей ювелира», который Богомолов поставил к 80-летию худрука МХТ. В нем умирающему от рака Табакову досталась синонимичная его тогдашнему состоянию главная роль — престарелого мужчины, доживающего последние месяцы.
Богомолов объединяет сюжеты классических произведений. В одном спектакле могут использоваться тексты Шекспира и Ницше
Богомолов часто выбирает для спектаклей классические или просто достаточно известные литературные произведения, но обращается с их сюжетами свободно. Режиссер любит соединять несколько совершенно разных историй в одну, которая в результате оказывается самодостаточным произведением.
Один из самых ярких примеров — спектакль «Турандот» 2010 года, в котором режиссер объединил пьесу итальянского драматурга Карло Гоцци с «Идиотом» Федора Достоевского. А в 2016-м на площадке «Ленкома» Богомолов выпустил спектакль «Князь» по этому роману, в котором сыграл роль педофила Тьмышкина.
В петербургском спектакле «Лир. Комедия» Богомолов объединил трагедию Шекспира с произведениями Ницше и стихами Пауля Целана. Действие спектакля разворачивается в СССР и Германии 1944-1945 годов.
Спектакли режиссера оформляет художница Лариса Ломакина. Почти всегда она строит на сцене павильон
Уже 20 лет режиссер работает в творческом дуэте с художницей Ларисой Ломакиной — именно она оформила большинство его спектаклей. У сценографа есть несколько художественных пристрастий, по которым их с Богомоловым постановки можно легко идентифицировать.
Сцену Ломакина любит зонировать на комнаты и павильоны. В спектакле «Мушкетеры. Сага. Часть первая» можно увидеть кабинет, обшитый ненатуральной крокодиловой кожей, в петербургской «Славе» — просторную, минималистично обставленную советскую квартиру, а в «Трех сестрах» каркас дома из фиолетовых неоновых трубок.
Кроме того, спектакли Богомолова часто декорируются крупными и маленькими видеоэкранами, на которых параллельно основному действию всплывают авторские комментарии и пояснения от режиссера.
Уже полгода Богомолов активно ставит спектакли в Петербурге. В 2011-м из-за его первой постановки в городе разгорелся скандал
Еще полгода назад безапелляционно можно было бы заявить, что Богомолов — режиссер Москвы. Сейчас с подобной уверенностью можно утверждать, что у него начался «петербургский период».
В сентябре по приглашению Андрея Могучего он дебютировал в БДТ, поставив пьесу «Слава» советского драматурга Виктора Гусева, а две недели назад в «Приюте комедианта» прошли первые показы его «Преступления и наказания» с Дмитрием Лысенковым в роли Раскольникова. В конце апреля на сцене «Русской антрепризы имени Андрея Миронова» Богомолов представит еще одну премьеру — спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Булгакова. Ее многие знают благодаря фильму Гайдая, но она совсем не востребована в театре.
В Петербурге до этого Богомолов работал лишь однажды — в 2011 году он выпустил в «Приюте комедианта» спектакль «Лир. Комедия» по Шекспиру. Скандал, который разразился после премьеры, был уникальным для петербургского театрального сообщества, одна часть которого режиссера возненавидела, а вторая начала прогнозировать его великое будущее.
Причины были следующими: у Шекспира действие разворачивается в XI веке, а у Богомолова в период Второй мировой, декорации представляют собой стены обветшалого Кремля, женщины в спектакле играют мужчин, а мужчины женщин, на сцену выносят резиновую секс-куклу, на которой нарисована карта России, а Лир, которого играет артистка Роза Хайруллина, отчаянно матерится. Через год Богомолов закрыл спектакль, но в 2016-м решил возобновить, правда, в новой, чуть более корректной редакции.
Богомолов также известен как писатель. В Латвии он поставил спектакль по собственным текстам
Богомолов не только режиссер, но и писатель. Он начинал с довольно авангардистских текстов, которые публиковались в журнале «Русский пионер». Тяга Богомолова к литературе воплощается и в большинстве спектаклей. В некоторых из них режиссерские ремарки к происходящему, транслирующиеся либо актерами, либо на экранах, — возможно, самое остроумное и смешное из происходящего.
В 2015 году в Лиепайском театре Богомолов поставил спектакль «Мой бластер разрядился» — целиком по собственным текстам. Этот спектакль настолько антитеатрален по форме, насколько Богомолов может себе позволить: герои перемещаются по пространству театра, замирают и холодным голосом зачитывают несколько новелл Богомолова, каждая из которых посвящена смерти и ее десакрализации.
Фрагменты пьесы выходили на сайте Colta, а зимой 2017-го режиссер поставил бюджетную версию этого спектакля в «Электротеатре Станиславский». Он сократил количество текста и число актеров, добавил кашель и четыре стихотворения про времена года. «Волшебная гора» имеет отношение к роману Томаса Манна — настолько, насколько сам роман говорит о смерти.
В 2019 году Богомолов снял эротический сериал «Содержанки». Это его первая крупная работа в кино
7 марта, на видеосервисе START (русскоязычный аналог американского Netflix) состоялась премьера эротического сериала «Содержанки», в котором главные роли исполнили Софья Эрнст, Дарья Мороз, Александра Ребенок и Владимир Мишуков. В основе сюжета жизнь красивых девушек, которые встречаются с олигархами и бизнесменами ради денег и комфортной жизни.
Это первая по-настоящему крупная работа Богомолова в кино. До «Содержанок» в качестве кинорежиссера он пробовал себя в фильмах «Год, когда я не родился» и «Настя», но оба фильма так и не вышли в прокат.
Мнения кинокритиков по поводу сериала «Содержанки» разделились: в «Медузе» рассказывают о том, почему «Содержанок» стоит смотреть, в «Газете.ру» режиссера ругают за унылые постельные сцены и неактуальность.
Богомолов высмеивает в спектаклях привычки светского общества. А в 2018-м стал доверенным лицом мэра Москвы
Богомолов говорит, что он замкнутый человек и что ему безразличны интриги и скандалы вокруг него. Однако последнее время его часто обсуждают из-за отношений с Ксенией Собчак.
В своих спектаклях Богомолов зачастую высмеивает облик светского московского комьюнити. Одно из самых ранних высказываний — инсценировка комедии Оскара Уальда «Идеальный муж», которую режиссер в 2013-м осуществил на сцене МХТ, предварительно обогатив сюжет заимствованиями из текстов Чехова, Сорокина, Шекспира и Гете. В спектакле один из героев является отчетливой пародией на Стаса Михайлова и веселится в Барвихе на афтепати, сестры Прозоровы оказываются гламурными дурочками, а Гертруда, роль которой исполняет Дарья Мороз, способна получить оргазм только когда пополняется ее банковский счет.
В 2018 году режиссер стал доверенным лицом мэра Москвы Сергея Собянина. Ходили слухи, что таким образом Богомолов зарабатывает кредит доверия, чтобы под его руководство ушел театр в жилом квартале «Зиларт». Договоренность об этом была документально закреплена с режиссером еще в 2015-м, однако театр так и не построили.
Раньше Богомолова считали оппозиционным режиссером. Но сейчас его постановки уже не так радикальны, как раньше
Про два последних петербургских спектакля — «Славу» и «Преступление и наказание» критики пишут преимущественно положительные рецензии, подмечая в них непривычную для Богомолова литературоцентричность. Впрочем, для Петербурга, где по сравнению с Москвой мало качественных спектаклей, каждая из работ Богомолова — само по себе событие.
Молодого Богомолова («Князь», «Идеальный муж», «Дракон») будет честно назвать оппозиционным режиссером: легко и пародийно на материале классической литературы он критиковал власть, государственных управленцев и «уклад страны». В последних работах режиссера оппозиционность уступила место усталому созерцанию жизни. Богомолов честно говорит, что его не интересуют актуальные движения в защиту прав человека типа #metoo. Зная циничную позицию раннего Богомолова в отношении театра («я просто зарабатываю деньги»), можно предположить, что он в лучших традициях авангардистов свой главный провокационный спектакль устраивает из собственной жизни.