В начале 2022 года куратор культурных проектов из Петербурга Ваня Демидкин запустил подкаст «Медлячок» — сборник историй о медленных танцах в летних лагерях. Каждый день автор выкладывал по одному выпуску, но 24 февраля остановил выход подкаста на десять месяцев.
Сейчас «Медлячок» снова выходит. 72 выпуска собрали более 270 тысяч прослушиваний. «Бумага» поговорила с Ваней о том, чем интересны истории о танцах из детства и как на них реагируют слушатели.
Ваня Демидкин
автор подкаста «Медлячок»
— Как появилась идея записывать «Медлячок»? Стоит ли за этим какая-то личная история?
— Нет. Это просто удачная случайность. Я смотрел четвертую часть «Гарри Поттера» со Святочным балом и просто пошутил в фейсбуке, что хотелось бы «медляки в детском лагере танцевать». А мой друг в комментариях предложил сделать подкаст об этом. И меня как-то взорвало секундно: я начал думать, какую форму подобрать.
При этом своего значимого опыта с медляками у меня нет. Хотя в лагеря я ездил лет пять подряд, медленные танцы танцевал. Иногда даже с девочками, которые мне нравились. Но никаких важных историй об этих моментах я не помню.
Зато получилось забавно: когда я стал собирать истории, написал одной девочке, с которой мы танцевали лет в двенадцать-тринадцать. Она мне очень нравилась, но мы после смены не общались. Объяснил, что делаю подкаст и был бы рад, если бы она поучаствовала. И она написала: «Да-да, конечно». Но ничего не скинула и исчезла.
— Значит, истории для «Медлячка» приходят от знакомых?
— С этого всё началось, но после запуска свои рассказы стали присылать незнакомые люди. В 2021-м я сделал пост у себя в инстаграме, что ищу истории о медленных танцах. Мне пришло более 50 историй буквально за сутки.
— И почти год ушел на их переработку?
— Не совсем. Я их отложил, занимался более срочными делами. К январю 2022-го решил, что пора вернуться [к работе над подкастом] и дней за десять систематизировал все эти истории: вот тут у меня шесть историй про запах партнера, а вот тут про «Медлячок» Басты — примерно по такому принципу.
У меня был образец подкаста, где собираются истории, но есть дополнительный объясняющий нарратив. Как в «Историях русского секса». Но в процессе я подумал, что мне особо-то не нужна такая форма. Моя задача — предоставить фактуру. Всё с таким количеством историй само неплохо раскрывается.
Я запустил подкаст 12 февраля 2022-го. Вышло 12 выпусков, и 24 февраля началась война. Утром успел выйти выпуск — он стоял на семь часов, а я проснулся в девять. После, вплоть до конца года, их не было. Было ощущение, что единственное правильное решение — приостановить все вещи, которые никак не связаны с текущей политической ситуацией. Чтобы не засорять эфир. К выпуску «Медлячка» я вернулся только 31 декабря.
— Про что получился самый популярный выпуск?
— Самый популярный выпуск «Медлячка» вышел в этом январе. Он называется «Маша, 25 лет». У него более 12 тысяч прослушиваний. Маша рассказывает о том, как в начальной школе после прочтения «Белого клыка» решила, что она волк. И с помощью своего «волчьего поведения» отказывалась танцевать с мальчиками.
— Можно ли говорить о том, что каждая история в «Медлячке» — это история про гендер?
— Я в трейлере подкаста описал концептуальную рамку, которую вижу: для меня это не просто ностальгические прикольные истории, как об этом нередко говорят.
Для меня важно, что это описывает романтические отношения в возрасте, когда вопрос о гендерной идентичности вряд ли вообще поднимается. Ведь большинству героев девять, десять, максимум тринадцать лет. О своей идентичности и сексуальности в этом возрасте не каждый человек задумывается, а социализация при этом уже идет.
Например, моя подруга танцевала медленный танец с мальчиком. Она не хотела с ним танцевать и убежала из актового зала, где всё происходило. А он ее нашел, взял на руки и просто притащил танцевать медляк дальше. Для него, наверное — это проекция, но всё же, — это может выглядеть как: «Я добился танца с ней!» А для нее это история, где она не могла сказать «нет». Вскрываются ли здесь патриархальные нарративы? Ну конечно. И таких историй много.
— Почему сейчас новые выпуски не появляются?
— 23 февраля 2023 года у меня кончились выпуски. Сейчас будто бы нужно менять график выхода, но пока не могу понять, что лучше: выкладывать истории, когда присылают или сделать второй open call и новый сезон с ежедневными историями.
Если кто-то хочет поделиться своей историей, можно прислать мне голосовое сообщение в телеграм или на medlyachok.p@gmail.com.
Обложка: дети на пляже детского центра «Орленок». Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Мы работаем для вас — оформите донат, чтобы «Бумага» и дальше писала о событиях в Петербурге
поддержать 💚Что еще почитать:
- История владельца магазина из Ленобласти Дмитрия Скурихина — он год протестовал против войны, пока его не арестовали.
- В физматлицеях Петербурга мальчиков всегда больше, чем девочек. Почему никто не считает это проблемой? Главное из исследования «Бумаги».