Лидер группы Tequilajazzz и основатель Optimystica Orchestra Евгений Федоров пять лет прожил в хрущевке на улице Космонавтов по соседству с Олегом Григорьевым и Андреем Пановым — вокалистом группы «Автоматические удовлетворители».
Накануне концерта Optimystica Orchestra, который пройдет 29 сентября в клубе «Космонавт», Евгений рассказал «Бумаге», как устраивал домашние вечеринки и репетировал прямо в квартире, за что он любит Апрашку и почему практически не покидает Петроградский район.
Какой была ваша первая квартира?
Я родился в семье музыкантов. Родители работали в филармонии. Мама — преподаватель музыки, отец руководил оркестром. Мы с семьей постоянно перемещались из города в город, в основном по северной части России и Сибири.
В Петербурге жила моя бабушка, тетя и двоюродный брат. Лето мы проводили здесь — на даче в поселке Гуммолосары между Пушкином и Павловском. Сейчас от него почти ничего не осталось, всё застроили новыми домами. В моем детстве это была маленькая симпатичная деревня.
Первым местом, где я поселился в Петербурге, была квартира моей бабушки на проспекте Космонавтов, 28. Мне тогда было 17 лет. Там не было ничего примечательного: обычный спальный район, двухкомнатная квартира, хрущевский дом. Но так получилось, что в районе на тот момент была сконцентрирована почти вся творческая жизнь музыкального Ленинграда. Все мои тогдашние интересы находились сугубо в музыкальной сфере, больше меня ничего не интересовало. Ну еще девушки и алкоголь, конечно. Вокруг кипела жизнь, мы постоянно устраивали вечеринки.
В этой квартире я прожил около пяти лет. Периодически выезжал, потому что заводились какие-то романы, снимались комнаты в коммуналках в центре, но потом возвращался обратно.
Кто окружал и чему научил вас тогда?
В то время вокруг меня жила целая компания музыкантов, которых потом стали называть панками. Сами они называли себя битниками. Все они жили в соседних домах, в соседних кварталах. Почему так получилось — надо, наверное, спросить у Льва Лурье.
Единственная квартира в центре, куда мы ездили, была квартира Жени Юфита, впоследствии ставшего очень знаменитым кинематографистом, основателем жанра некрореализм. Мы снимались в его фильмах, играли оборотней, упырей, восставших из могил мертвецов.
Рядом со мной жил Андрей Панов, известный как Свин, — законодатель мод и основатель первой советской панк-группы «Автоматические удовлетворители». В которую я, собственно, и попал, как только закончил школу и вышел из-под маминой опеки. В соседнем доме жил Леша Рыбин, на тот момент гитарист группы «Кино». После того как он покинул ее, мы с ним репетировали у меня в квартире. Рядом жил Леша Вишня, который записал первые пластинки группы «Кино», включая «Группу крови». У него в квартире была домашняя студия.
Прямо за стеной жил поэт Олег Григорьев. Сейчас он стал известным, его книги печатают. На тот момент у него была, кажется, одна книга, которая вышла в издательстве детской литературы. Он всё время был пьяным. Услышав, что у нас вечеринка, приходил к нам. Либо мы к нему ходили. Бабушка моя очень его любила. Когда он умер, она случайно обнаружила в подвале огромный архив с его набросками и иллюстрациями. Они лежали на полу, кто-то их выбросил. Бабушка собрала их и сохранила.
Где лично вам хочется бывать постоянно и куда бы вы посоветовали отправиться приезжему?
В основном я обитаю в Петроградском районе. Уже многие годы вся моя жизнь проходит тут. Я выезжаю только по крайней необходимости.
Есть масса любимых двориков. Улицы Подковырова, Подрезова, Бармалеева, Гатчинская. Очень рад, что там нет туристов. Поэтому со всеми нашими друзьями, которые приезжают из Москвы, Екатеринбурга, других городов, мы довольно часто болтаемся по Петроградке. Они бывают в шоке, потому что открывают для себя совершенно другой Петербург — не парадный, не центральный.
В то время вокруг меня жила целая компания музыкантов, которых потом стали называть панками. Сами они называли себя битниками
Есть еще один подобный район — Коломна. Там я тоже люблю бывать время от времени. Насколько я знаю, жители Коломны тоже не очень часто выбираются из своей деревни. Находят всё для жизни в своем районе — как и я. Тому, кто первый раз в Петербурге, я бы посоветовал отправиться в такой район. Например, на улицу Писарева. Правда, сейчас там стало больше активности из-за Новой Голландии и можно встретить зевак.
Еще одно любимое место — Канонерский остров, где можно увидеть Петербург с неожиданного ракурса. Несмотря на то, что наш город называют морскими воротами, в Петербурге не ощущается, что это морской город. Всё, что связано с флотом, вынесено в индустриальную зону, в стороне от города. Кроме парадной части Большой Невы, ничего такого связанного с морем мы не наблюдаем. А в той части это есть.
Каких мест в городе вы стараетесь избегать?
Раньше меня дико раздражало всё пространство по набережной Обводного канала: пыльно, грязно. Но сейчас всё так меняется, старые заводы наполняются новой жизнью — «Ткачи», например, или «Красный треугольник». Туда мало кто забирается, но все музыканты знают, что это гигантский кластер, наполненный студиями и репетиционными базами. Каждое утро туда мигрируют тысячи людей с гитарами наперевес.
Несмотря на то, что наш город называют морскими воротами, в Петербурге не ощущается, что это морской город
Довольно часто бываю на Апрашке. Когда очень нужны кеды, а 7 тысяч платить не хочется, я смело иду туда и покупаю себе китайскую копию за тысячу рублей. Плюс там можно купить удлинитель.
Я помню Апрашку, когда она еще не была такой оживленной. Это было замечательное место: город-призрак, ряды складов, пакгаузы. Мы часто снимали там наши видео.
Каким должен быть город, чтобы вы выбрали его для жизни?
Он должен быть небольшим. Я не поклонник гигантских мегаполисов. Как правило, всё, что нужно, находишь в небольшом пространстве. Я привык жить в маленьких городах и на протяжении своего детства много их сменил. Некоторые города я даже не помню, просто знаю, что жил там.
Конечно, обилие культурных событий возможно только в мегаполисах. Но это, наверное, их единственный плюс.