Оксимирон приехал в Петербург спустя несколько месяцев жизни за границей. Один из самых известных российских рэперов уезжал из России, выступая против войны, и вернулся, выпустив трек со строчками: «Ой, да заберите дом, / Ой, да поселитесь в нем, / Ой, да подавитесь в нем, / А мы пересоберем».
В новом клипе Мирона Федорова показаны знаменитые дворы-колодцы, потрескавшиеся парадные, улицы Петроградской стороны, стрелка Васильевского острова и другие места, знакомые жителям Петербурга. «Бумага» рассказывает историю четырех интересных локаций, замеченных в «Ойда»: от восьмиугольного двора до дома, где написана повесть о Большом терроре.
Восьмиугольный двор
Доходный дом общества «Строитель» на Малом проспекте П. С., 1Б
Несколько раз в клипе появляется необычный восьмиугольный двор. Он находится в самом начале Малого проспекта Петроградской стороны, почти у Ждановской набережной. Здание построено во время Первой мировой войны одной из крупнейших строительных компаний царского времени — акционерным обществом «Строитель». Кроме восьмиугольного двора дом имеет еще одну особенность — его фасад, выходящий на Малый проспект, не прямой, а вогнутый внутрь. Придумали эти геометрические ухищрения архитекторы Николай Резвый и Леон Богусский.
Дом на Пяти углах, где написана повесть о Большом терроре
Загородный проспект, 11 / улица Рубинштейна, 40
Наверное, самый известный из домов, появляющихся в клипе, — дом Иофа на Пяти углах. Он построен в 1913–1914 годах архитектором Александром Лишневским для коммерсанта, владельца аукционного дома Шпеера Иофа. До революции помимо квартир в нем находились самые разные магазины, где продавали меха, шляпы, обувь, корсеты, товары в дорогу, ноты, вино и фрукты. В угловой части здания работал даже автосалон.
В 1935–1941 годах по этому адресу жила писательница и переводчица Лидия Чуковская. Именно здесь в августе 1937 года был арестован ее муж, физик Матвей Бронштейн. Здесь же Чуковская написала одно из своих самых известных произведений — повесть о Большом терроре «Софья Петровна».
Дом эпохи падения империи
Дом Берковского, Съезжинская улица, 29
«Эстрада больна, рядом война», — читает Оксимирон, стоя на тихой улице Петроградской стороны. Монументальная колоннада у него за спиной — фасад доходного дома Берковского на пересечении Съезжинской улицы и Татарского переулка. Это здание возвел в 1912–1913 годах архитектор Николай Каценеленбоген в модном тогда неоклассическом стиле. Оправившись после поражения в войне с Японией и революции 1905 года, Российская империя в последний раз ощутила себя Третьим Римом и наследницей Византии, что сказалось в том числе на художественных вкусах домовладельцев, охотно заказывавших строителям подобные постройки.
Дом с итальянскими балконами
Дом Барановского, Съезжинская, 16
Еще одно здание, показанное крупным планом, — тоже совсем рядом. Ближе к концу клипа Мирон любуется на доходный дом с необычными балкончиками-лоджиями, принадлежавший популярному у буржуазии начала ХХ века архитектору Александру Барановскому, который и жил в нем перед революцией. Как ни странно, спроектировал и построил здание в 1913–1914 годах другой автор — железнодорожный инженер Николай Богуславский.
Нынешние жильцы дома содержат парадную здания в образцовом порядке, так что, если вам повезет попасть внутрь, можно рассмотреть массу интересных деталей: лепнину, напольную плитку, кованые ограждения, двери начала ХХ века и камин с профилем воина во все том же «античном» стиле.
Получайте главные новости дня — и историю, дарящую надежду 🌊
Подпишитесь на вечернюю рассылку «Бумаги»
подписаться