Элени-Лидия Стамеллу родилась в Афинах. Там же она начала заниматься музыкой и пением. До переезда в Петербург она училась и работала в Тампере, Фрайбурге, Вене, Нью-Йорке и Перми. В Россию Элени переехала по приглашению дирижера Теодора Курентзиса — сейчас она солистка хора musicAeterna.
Элени рассказала «Бумаге», как Россия научила ее уверенности и стабильности, за что она любит Марсово поле и Исаакиевский собор и чем отличаются Пермь и Петербург.
Родной город: Афины
Род деятельности: солистка хора musicAeterna
В Петербурге: 1,5 года
— Я родилась и выросла в Афинах. После школы я уехала из страны, много переезжала. Сначала я несколько месяцев занималась балетом в Тампере, потом училась во Фрайбургской высшей школе музыки и в Вене по программе студенческого обмена Erasmus, еще год я провела в школе актерского мастерства в Нью-Йорке. А в сентябре 2012 года переехала в Пермь — чтобы работать с Теодором Курентзисом.
Я всегда занималась пением. Моя мама — известная в Греции народная певица, поэтому в нашей квартире всегда было фортепьяно. Еще в детстве я говорила, что хочу научиться на нем играть, но в Греции не так, как в России, там музыкой начинают заниматься поздно. В пять лет я сказала маме, что мой ребенок будет учиться «с моего живота» — и тогда мне разрешили играть на фортепьяно. В 17 лет мама привела меня к педагогу пения, с которым я занималась год.
За Теодором Курентзисом я наблюдала много лет — он поражал меня и как человек, и как музыкант. Когда я была в Германии, он приехал с концертом в Амстердам. Я отправилась туда на поезде, так мы и познакомились. Через год я прошла прослушивание в Афинах, и Теодор пригласил присоединиться к musicAeterna. Я бросила всё в Нью-Йорке и уехала в Пермь.
В Перми у меня было ощущение, будто я жила там раньше. Это город с тайной атмосферой, снежной зимой и очень непохожий на Грецию. При этом Пермь для меня была больше театром и музыкой, чем городом. В Петербург мы переехали чуть больше года назад, но ранее я бывала здесь с концертами. Впервые я побывала здесь весной — и была поражена открытостью города, простором и бесконечной красотой зданий.
Чему вас научила Россия?
— Я спонтанный человек: люблю менять вещи и города. Россия научила меня быть более стабильной, более уверенной в себе и более целеустремленной. Я очень долго жила в Перми, сначала это было для меня нелегко, но я научилась оставаться на одном месте. В Петербурге всё иначе — тут воздух и вода, это провоцирует меня на большее движение и дарит ощущение свежести.
Кто сыграл для вас важную роль?
— Важную роль сыграл Теодор Курентзис. Через него я узнала себя как музыканта — узнала свое направление голоса, репертуар, музыкальность. В Перми вся моя жизнь была музыкой и, естественно, Теодор играл важную роль. В Петербурге всё, конечно же, осталось так же.
Что бы вы хотели перенести из своей страны в Россию?
— Я скучаю по разным вещам, которых нет в России. Например, мне нравится культура баров, именно баров, а не ресторанов. Где играет крутая музыка, например старый рок. Там есть эстетика, всегда разная. Еще я бы перенесла в Петербург солнце, теплое лето и море, фрукты, овощи и свою семью.
Пять находок в Петербурге
- Менделеевский сквер
Мне очень нравится по вечерам кататься там на велосипеде. В сквере почти никого нет — ни машин, ни людей, тишина. - Новая Голландия
Там много маленьких баров с хорошей едой и магазинчиков с вещами, которые не найдешь в других местах. Еще там красиво зимой, когда снег и красивый свет, как в сказке. - Исаакиевский собор
Он одновременно очень внушительный и теплый. У меня с ним связаны особые воспоминания: когда мы только переехали в Петербург, там проходил концерт musicAeterna — на нем я пела песни монахини Хильдегарды фон Бинген. Там прекрасная акустика, а еще ощущение, как будто это место меня обнимало. - Крестовский остров
Мне нравятся старые красивые виллы — особенно вечером. -
Марсово поле
Там очень красиво, можно посидеть летом. Во время карантина на Марсовом поле было мало людей — я много гуляла и каталась на велосипеде. В парке уютно, чувствуется особая энергия, но как только подходишь к мосту, сразу возникает другое ощущение, свобода. Мне это нравится.
Зачем вы здесь?
— Здесь я работаю с Теодором Курентзисом и musicAeterna: я артистка и солистка хора. Кроме того, я участвую в двух ансамблях — средневековой музыки и ренессансной европейской музыки — и планирую выступать с двумя этими группами.
«Бумага» регулярно публикует истории об иностранцах. Чем Петербург привлекает и отталкивает приезжих, чему учит Россия и зачем вообще приезжать в незнакомый город — бизнесмены, студенты, ученые и рестораторы из разных стран рассказывают о своем опыте и взглядах на петербургскую жизнь. Все тексты рубрики читайте здесь.