11 марта 2024

Как пьесы помогают справиться с противоречиями жизни. Театроведка объясняет на 7 примерах — от Эдипа до Брехта

Мировые трагедии, поступки современников и личный выбор часто трудно оценить в привычных бытовых категориях. Театроведка Анастасия Ким предлагает обратиться к пьесам: они не сделают жизнь проще, но могут дать новую перспективу для осмысления актуальных событий и анализа внутренних конфликтов. Специально для «Бумага» Анастасия на семи примерах объясняет, как театральные тексты помогают видеть мир объемнее.

Анастасия Ким

ведущая курса по истории театра с разбором пьес

Как работает теория драмы

— Театр — это отличный способ познания мира. Но чтобы пользоваться этим инструментом в полной мере, им нужно овладеть: научиться анализировать пьесы и спектакли. Да, терапевтический эффект после спектакля можно ощутить на себе и без этого, но скорее всего рассказать о нем получится только на уровне эмоций, а не суждений.

В театре мы видим, что может быть по-другому, не так, как у нас. Искусство дает нам опыт иного сценария, не призывая при этом действовать в логике героя, копируя его жизнь — или смерть. Театр напоминает, что всё сложно, и приглашает думать не только о сюжете, но и о конфликте, о столкновении мировоззрений.

Театр был придуман, чтобы осмыслить противоречия, которые есть в любом установленном обществом порядке. Задолго до изобретения психоанализа именно театр протянул человеку руку поддержки и предложил разделить с ним дисгармонию мира и невозможность полного счастья. При этом театр вообще и теория драмы в частности не ставят цель сделать жизнь понятнее, они позволяют видеть мир объемнее и утоляют жажду в эстетическом — благодаря этому становится пусть немного, но легче.

Как объяснить сегодняшний мир — на 7 примерах

Эдип

По сюжету античной трагедии «Эдип-царь» Софокла юноша убивает на дороге мужчину, женится на его жене и правит его царством — не зная о том, кого он убил, на ком женат и кто он на самом деле. Поэтому трагедию Эдипа и называют катастрофой обретения знания — ему во многом предстоит разобраться.

Когда разгорается мор, Эдип призывает оракулов выяснить причину. Его заранее предупреждают: ой, лучше в этом даже не разбираться… Но он очень хочет и в итоге узнает страшную правду, хотя и самым последним. Царица Иокаста догадывается раньше и, поняв, что она его мать и одновременно мать его детей, кончает жизнь самоубийством. Эдип же оценивает ужас всего, что случилось, через категории нравственности, а потом выбирает себе специфическое наказание — выкалывает глаза. Это символ того, что они ему не помогли — он был слеп, жил в иллюзиях, а теперь прозрел и готов нести ответственность за прошлое.

Как это относится к нам сегодняшним? У человека «вне политики» может внезапно возникнуть вопрос, в чем причина бед, которые его окружают. Но ответы, как показывает нам Софокл, могут ему сильно не понравиться.

Медея

Сюжет другой древнегреческой трагедии «Медея» заключается в том, что дочь царя и внучка бога солнца влюбляется в приплывшего чужеземца Ясона. Она помогает ему украсть у отца золотое руно, а потом сбегает с юношей. За ними отправляется погоня, но волшебница Медея губит в море преследователей, включая родного брата. Идет на всё ради любимого.

На родине Ясона Медея оказалась как-то некстати, ее не приняло общество, ее боятся. Спустя 10 лет Ясон убеждает Медею, что он решил развестись с ней и жениться на местной царевне по «политическим соображением», чтобы обеспечить надежное будущее их общим сыновьям. Разгневанная Медея убивает своих детей, мстя Ясону за предательство.

Это конфликт фанатичной любви и прагматичного мышления. Приметы трагедии античного масштаба мы угадываем и сегодня на расстоянии вытянутой руки: когда видим, как сильная страсть встречается с системой, и как та боится, чувствует угрозу сложившемуся порядку вещей.

Гамлет

У Шекспира в «Гамлете» герою является призрак отца и рассказывает, что его отравил родной брат Клавдий. Он просит незамедлительно отомстить за себя, но при этом требует не трогать мать, хоть та и стала женой убийцы, едва закончился траур.

Многие считают, что Гамлет медлит, но на самом деле он интенсивно думает, как ему быть. Он человек Нового времени и не может следовать средневековым правилам, удовлетворяться призыву «око за око, зуб за зуб». Гамлет должен сотворить справедливость по отношению ко всему злу, а не месть одному лишь Клавдию. Мы видим мыслящего и одновременно страдающего героя, который должен действовать, но пока не знает, как.

Рефлексия героя, его сомнения, его нерешительность делают его слабым согласно законам старого мира, но мы видим в его способности мыслить созидательную силу, которая принципиально отличает его от жестокого мира, в котором он был рожден.

Лир

Старый король Лир собирает в тронном зале дочерей и объявляет о намерении разделить между ними государство. Размер наследства будет впрямую соответствовать той любви, которую дочери должны выразить ему прямо сейчас. Две старшие разливаются в елейных комплиментах, а младшая Корделия говорит скромно, но честно. Вздорный король гневается и лишает любимую младшую дочь наследства, проклинает и велит делить земли только между старшими. Он совершает несправедливость, за которую будет жестоко наказан: в итоге Регана и Гонерилья оттолкнут его, и только младшая утешит перед самой смертью — своей и его.

Получается, герой хочет жить по придуманным им законам, а столкновение с правдой мешает ему, вызывает его раздражение. Путь к прозрению лежит через это испытания — буквально через ад открытий о себе самом. Только очень жестокая и больная встреча с реальностью помогает Лиру отказаться от собственных иллюзий.

«Король Лир». Фото: МДТ

Как часто мы с горечью наблюдаем, что очевидную истину совершенно невозможно донести до близкого человека. Надо быть готовым к тому, что маршрут познания не из простых.

Чацкий

Главный герой пьесы «Горя от ума» ищет взаимности у женщины, которая его не любит. Он хочет быть понятым в обществе, которое не может его понять. И трагедия в том, что Чацкий это в какой-то момент осознает. Он узнает, что у Софьи роман с примитивным Молчалиным, что фамусовская Москва банальна, скучна и бессмысленна. Но «Горе от ума» — это про любовь вопреки всему. Чацкий обреченно любит женщину, которая его недостойна, он хочет служить обществу, которое не хочет перемен. Всё это подталкивает Чацкого к решению уехать.

Лариса Огудалова

В «Бесприданнице» Лариса влюблена в Паратова. Он уже предал ее однажды, но тут появляется снова. Всем очевидно, что он приехал продать теплоход, чтобы поправить свои финансовые дела, и к тому же уже обручен с девушкой с золотыми приисками. Но Лариса принимает его приглашение прокатиться напоследок на «Ласточке». Собираясь, она говорит матери: я еду с Паратовым, и после либо буду с ним, либо ищите меня в Волге.

Ее поступок кажется безрассудным, но отказ от надежды на счастье для нее страшнее, чем возможная гибель. На ее примере хорошо видна разница между жертвой и героем. Герой совершает поступок, осознавая риск, вопреки этому он берет всю ответственность на себя. Обывателю не понять логику героя. Житейскими категориями тут не обойдешься. Невозможно было их применить и в моменте, когда Навальный вернулся после отравления в Россию. Всем были очевидны риски, а он держал фокус на том, что на другой чаше весов.

Негероические герои Чехова и Брехта

Чехов изобразил русского интеллигента в момент предчувствия колоссальных перемен. Несмотря на угрожающие обстоятельства, его герои не способны предпринять хоть какие-то действия, они живут мечтами и воспоминаниями. Трагедия такого персонажа в том, что он не может совершить поступок, даже если ему дают второй шанс: так, например, Войницкий в пьесе «Дядя Ваня» дважды стреляет в профессора Серебрякова на расстоянии вытянутой руки и оба раза глупо промахивается.

Автор однако не глумится над своими неуклюжими героями — рука их дергается от нерешительности и сомнений в своей правоте, а по Чехову это признак человечности. Те же, кто уверен, как надо жить и кто поучает других, — тот же профессор Серебряков или Наташа из «Трех сестер», — вызывают раздражение. Эти люди думают, что знают, как надо встречать перемены: делить поместье на дачные участки для аренды, рубить вековые дубы, чтобы «понасажать цветочков, цветочков», прогнать постаревшую няньку, чтобы освободить комнату для ребенка от любовника.

Растерянность чеховских героев непонимание, как быть, — то, что испытывают многие сегодня. От человека требуется принятие большого количества судьбоносных решений на фоне мировых катаклизм: уехать, остаться, выйти на протест, не выйти, писать, промолчать. Но сил и решимости нет.

«Три сестры». Фото: МДТ – Театр Европы

Тему негероизма развивал и Брехт до, во время и после Второй мировой. Немецкий драматург, изнутри наблюдавший ужас войны, настаивает на том, что необходимость быть героем — это признак несчастной жизни. Никто не вправе ставить перед человеком чудовищный выбор — стать героем и погибнуть или отказаться от этой роли и ненавидеть себя за никчемность, но, к сожалению, этот вопрос от Античности до наших дней продолжает быть актуальным.

Какие тексты почитать

  • «Эдип-царь», Софокл
  • «Медея», Еврипид
  • «Гамлет», Уильям Шекспир
  • «Король Лир», Уильям Шекспир
  • «Горе от ума», Александр Грибоедов
  • «Бесприданница», Александр Островский
  • «Дядя Ваня», Антон Чехов
  • «Три сестры», Антон Чехов
  • «Разговоры беженцев», Бертольт Брехт
  • «Мамаша Кураж», Бертольт Брехт
  • «Что тот солдат, что этот», Бертольт Брехт

Разбираемся, что на самом деле происходит

Оформите платеж в пользу редакции «Бумаги»

поддержать

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.