Кто такой «настоящий мужчина» и как этот образ меняется со временем, какой тип выходит сейчас на передний план — мужчина с ружьем или с компьютером, почему возник кризис маскулинности и как изменилось отношение мужчины к семье? «Бумага» поговорила об этом с социологом и исследовательницей гендерных проблем Ириной Тартаковской.
Ирина Тартаковская
Старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, кандидат социологических наук, исследовательница гендерных проблем при поддержке Фонда Белля
Что такое «настоящая маскулинность»
— «Настоящая маскулинность» — историческое понятие, требования к которому в разные времена и в разных культурах различаются. Есть общие черты: настоящий мужчина — это человек, от которого ожидается лидерство и асимметрия гендерных ролей (то есть он ни в коем случае не будет вести себя как женщина и ничем не будет на нее похож). Он обязательно гетеросексуален и обязательно успешен. Но вот понятие успеха или авторитета различается даже в конкретный исторический момент в разных культурах.
Если говорить о современной эпохе, то можно выделить два главных типа «настоящей маскулинности» — это, условно говоря, мужчина с ружьем и мужчина с компьютером. Традиционная маскулинность видит роль мужчины как роль воина, защитника, человека, который готов применить силу или сам, или в составе каких-то специальных силовых институтов.
Но в обществе зрелого модерна всё больше выдвигается на передний план маскулинность экспертная. Это люди, которые не носят с собой винтовку, но обладают исключительной компетенцией в каких-то сферах жизни и занимают высокое положение в обществе. Это разные типы успеха, поведения и презентации.
Как выражается маскулинность в России и других странах
— Россия достаточно развитая страна, которая находится в состоянии, которое условно можно назвать поздним модерном. С точки зрения экономики, она не отличается радикально от развитых стран первого мира. Существующие социальные роли в большой степени диктуются не только культурой или историческими особенностями, но и современными отношениями власти и собственности.
Существуют глобальные образцы маскулинности — например, успешный предприниматель, успешный корпоративный человек, успешный айтишник. Эти образы востребованы во многих развитых и развивающихся странах мира, в России в том числе. Какой-то принципиальной разницы нет, основной принцип и там, и там состоит в том, что настоящий мужчина — успешный мужчина. Но в разных странах есть культурные нюансы. Например, настоящий мужчина-итальянец будет иметь какие-то национальные черты — скажем, красиво одеваться и немного иначе себя вести.
В России гендерная культура устроена сложно. Во-первых, это не единая страна, в ней присутствуют этносы. Понятно, что идеал маскулинности в Чечне будет отличаться от такового в Петербурге. Есть разные классы и разные социальные группы: там требования к мужчинам тоже довольно сильно различаются. Есть определенные исторические черты, связанные с тем, что многие российские мужчины несут на себе след драматичной истории, и от них предполагается более высокая готовность жертвовать.
У нас большая разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. Это происходит не потому, что многие из мужчин жертвуют собой, а потому, что многие из них ведут себя очень небезопасно: инциденты на дорогах, криминальные ситуации, просто неосторожность и отсутствие привычки следить за своим здоровьем. Потому что «настоящий мужчина такой ерундой не занимается». Это не то чтобы брутальность, а, скорее, небрежность, готовность к ненормативному поведению, высокая вовлеченность в употребление спиртных напитков.
Но это поколенческая история — молодые люди сегодня уже гораздо меньше используют эту модель маскулинности. В ней мужчин называют словом «мужик» в одобрительном смысле. Например, когда байкеры «Ночные волки» хотели одобрить президента, который сел с ними на мотоцикл и поехал, они кричали «Мужик! Мужик!» Они имели в виду, что когда он управлял страной — это было все-таки не то, а вот когда на мотоцикл сел… Понятно, что они смотрят с точки зрения своей культуры, но в целом в России этот флер более развит, чем в других странах. Хотя, конечно, не является универсальным требованием. Россия очень сложная страна, в ней присутствует культурное многообразие.
Из-за чего возник «кризис маскулинности»
— «Кризисом маскулинности» называется ситуация, когда большое число мужчин в обществе не может соответствовать ожиданиям по отношению к «настоящим мужчинам». Современные социологи писали о кризисе маскулинности еще в позднесоветское время. Образцы маскулинности, которые формировались на ранних этапах советского проекта, потеряли смысл, мужчины не понимали, как им утверждать свою маскулинность. Что вообще такое «настоящий мужчина» в 80-е, когда ситуаций для подвига особенно нет, война в Афганистане стала непопулярной, а возможности сделать карьеру очень ограничены? Это был такой ценностный кризис.
В современную эпоху кризис связан с моментом очень сильной конкуренции. Неолиберальный экономический порядок, при котором мы все живем, подразумевает очень высокий уровень конкуренции и очень высокий уровень нестабильности. Поэтому даже скромного успеха (не то чтобы стать директором крупной корпорации, а просто успешным профессионалом) достаточно трудно достичь. Все люди не могут быть успешными. Если это соревнование, то кто-то в нем всегда проигрывает. Давно понятно, что это пирамида, и чем выше уровень успеха, тем меньше там людей. Остальные по сравнению с ними ощущают себя неуспешными. И так устроена маскулинность — это всегда про сравнение с другими успешными мужчинами.
Мужчины должны оценивать друг друга с точки зрения того, насколько они «настоящие», и это момент достаточно напряженный во всех сферах. Нарастает давление в условиях не очень хорошей предсказуемости собственной жизни, когда не совсем понятно, как ты можешь утвердиться как профессионал, отец семейства, сможешь ли ты платить ипотеку и так далее. Если раньше роли кормильца семьи было достаточно, то сейчас это изменилось — потому что сильно изменилось в том числе поведение женщин. Изменения происходили постепенно, по мере того, как всё больше женщин вышло на рынок труда, как они достигли определенного уровня экономической состоятельности.
В советский период и еще какое-то время после него по инерции держалась высокая символическая ценность мужчины как мужа, потому что положение незамужней женщины стигматизировалось. Одинокая женщина, даже если она успешная, всё равно считалась несчастной. Сейчас нет проблемы в том, что женщина живет одна. Если она рожает ребенка для себя, если она разведена — это больше не стигма. Конечно, лучше иметь полную семью, но не любой ценой.
Требования к мужчинам возрастают, и сейчас большое количество женщин уже не будет терпеть партнера, который не устраивает по ряду показателей. Соответственно, они оказываются лишенными этой классической поддержки в семье и часто лишенными семьи. Отношения с женщинами сейчас требуют перенастройки.
В России очень высокое гендерное напряжение. У нас один из самых высоких в мире показателей разводов, очень высокий показатель самоубийств, особенно мужских. Это может быть связано с большим количеством изменений — как экономических, так и гендерных отношений, к которым мужчины пока не приспособились. Потому что старые требования маскулинности, во-первых, плохо достижимы, а во-вторых, не всех устраивают. Всё вместе это создает большой разносторонний кризис маскулинности.
Почему мужчины — это «слабый пол»
— Мысль о том, что мужчины — «слабый пол», была сформулирована еще в 70-е годы известным советским демографом Борисом Цезаревичем Урланисом. Он писал, что хотя так принято называть женщин, если мы посмотрим на демографические показатели, то увидим, что в каком-то смысле «слабый пол» — это мужчины, потому что они значительно меньше живут, больше болеют, больше гибнут и меньше заботятся о своем здоровье. Тогда и было сделано наблюдение, что у мужчин есть свои слабости.
Есть статистика, что в Tinder предпочтения мужчин по встречам с потенциальной партнершей гораздо более демократичны, а женщины конкурируют только за небольшую группу предложений, которые им нравятся, — успешные, красивые, какие-то еще, — с остальными встречаться они вообще не хотят. Такая диспропорция — это, конечно, печально, но когда реакцией на это становится женоненавистничество, не очень хочется сочувствовать. Но вообще мужская роль сейчас достаточно драматична и кого-то вполне можно пожалеть.
Как современные мужчины относятся к семье
По закону остаться с ребенком может любой член семьи. Но в действительности мужчины редко уходят в декретный отпуск. Тому есть экономическое объяснение: все-таки в среднем мужчина зарабатывает больше. Есть также социальное давление.
Петербуржцы готовы брать отпуск по уходу за ребенком, но их жены против
paperpaper.ru
Почему? Объясняет социолог
Но если говорить о каких-то хороших изменениях, отцовство само по себе играет большую роль для современных мужчин не только как принципиальный факт «я оставляю после себя потомство» — это всегда было очень важно, — а как личный эмоциональный опыт. Многие мужчины с радостью занимаются своими детьми, если у них есть время, присутствуют при родах. Отцовство для них важно, и многие из них хотели бы и стараются быть вовлеченными отцами, а не просто символической фигурой, которая делает замечания и на самом деле мало общается с ребенком. Любовь к детям сейчас признается чем-то хорошим.
Другое дело, что если ты хочешь быть при этом успешным, то, как правило, тебе надо очень много работать. Если много работаешь, очень трудно совмещать это с активным общением со своими детьми. У ряда мужчин появляется ролевой конфликт, двойная нагрузка, которая раньше была только участью работающих женщин. Сейчас появляется напряжение и размышления о том, как всё это сбалансировать.
Фото на обложке: unsplash.com