Экономист и бывший министр финансов России, а теперь декан факультета свободных искусств и наук, а также попечитель фонда Calvert 22 объясняет, почему о креативных индустриях стоит говорить всерьез.
Зачем, даже если создаешь «кремниевую долину», нужно развивать креативный потенциал города и как строить экономику на творческих проектах — рассказывает Алексей Кудрин.
Алексей Кудрин
Декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ, председатель Комитета гражданских инициатив
Политическая система пока еще в зачаточном состоянии: в этой области развитие идет медленно, как я говорю, «слишком эволюционно». Гражданская сфера, где инициатива идет снизу, дает простор для того, чтобы влиять на процессы в стране. Конкурсы, тендеры, мозговой штурм — всё это нужно организовывать, чтобы поддерживать инициативу в молодых людях. Мой опыт работы на факультете свободных искусств и наук и с Calvert Forum показывает, что они прекрасно на это откликаются. Главное, чтобы нашлись организаторы.
Из большой комнаты, где работает 20 специалистов за компьютерами, людям надо куда-то пойти и чувствовать себя в соответствии с их потребностями
Экономический рост в современном обществе очень связан с креативной индустрией, без нее не будет нормальной среды. Если мы хотим создать инновационный центр, «кремниевую долину», без создания творческой среды провести это очень сложно. Из большой комнаты, где работает 20 специалистов за компьютерами, людям надо куда-то пойти и чувствовать себя в соответствии с их потребностями. Им нужны другие виды деятельности и активности.
Многие креативные проекты создают продукты, новые услуги — то, чем пользуются другие, на что есть спрос и что востребовано. Экономика творческих индустрий — это важная часть современного города, системы образования, культуры. Креативная индустрия — это 5 % внутреннего валового продукта в экономике Лондона, в экономике Петербурга — всего 0,5 %. Года два назад на Calvert Forum мы показали, что Петербург стал отставать от Берлина по количеству галерей, музеев и других творческих учреждений. Город может потерять статус культурной столицы, если не будет заниматься этим вопросом. Берлин поставил себе цель развиться в этой сфере и стал творческой столицей Европы. Петербург сегодня имеет уникальную возможность чуть-чуть подойти к уровню Берлина или Лондона: привлечь туристов, студентов, изменить жизнь людей.
Петербург стал отставать от Берлина по количеству галерей, музеев и других творческих учреждений
Нынешние молодые люди более подготовлены к жизни в современном обществе. Они не связаны с теми социальными моделями поведения, которые были в советское время, в период жесткого авторитаризма. Нынешнее поколение ничего такого не боится, оно более открыто. С другой стороны, молодые люди сегодня более прагматичны, менее идеалогизированы. Как мне кажется, они больше хотят обычного успеха, профессионального и личного, больше заинтересованы материально. В этом смысле молодым людям нужно показывать, из чего состоит мир: что вокруг много проблем и недостаточно решать трудности только той маленькой группы, в которой они находятся.
Когда начинаешь с ними работать — потрясающий эффект, такого нет на других уровнях. Конечно, не все идут в волонтерские структуры и не все там остаются, но из них часто вырастают серьезные лидеры, способные создать свой бизнес в том числе в социальной и креативной сферах.