В 2023 году в «Стрит-арт хранение» — пространство в «Севкабель Порту», где собирают работы уличных художников — случайно попали пять картин с первой уличной выставки Миши Маркера. Она прошла 9 лет назад и длилась не более 10 минут — работы сняли и унесли неизвестные.
Несколько лет о судьбе картин ничего не знали, а художник предполагал, что их выбросили.
«Бумага» рассказывает, что произошло с работами Маркера на самом деле и как они в итоге попали в «Стрит-арт хранение».
Обновление от 27 мая. Изначально в тексте говорилось, что в «САХ» попали все пять работ, но это не так. Институция получила только три работы из пяти. Судьба двух остальных — неизвестно. Мы внесли изменения в текст и приносим извинения за неточность.
Осенью 2014 года художник Миша Маркер впервые «вышел на улицу» и организовал мини-выставку на Сенной площади. Он разместил пять картин о «внутреннем состоянии человека» на заборе из профнастила, наклеил таблички, сфотографировал, немного прогулялся, вернулся — а картины исчезли.
Спустя три года на портале «Пикабу» появился пост петербурженки, которая пришла подавать заявление в отдел полиции и в коридоре на втором этаже обнаружила эти работы. Она удивилась необычным рисункам, разглядела подпись Маркера и загуглила автора.
Как картины оказались в отделе — неизвестно. «Полицейский только отмахнулся: не спрашивайте», — пишет петербурженка. «Бумага» связалась с ней, но сейчас она не хочет вспоминать эту историю.
Сам Миша Маркер не поверил, что его работы висят в отделе полиции. Так он сказал в интервью «Бумаге».
Дальше следы картин снова затерялись — еще на несколько лет.
В 2023 году один из посетителей экскурсии в «Стрит-арт хранении» («САХ») — площадки в «Севкабель Порту», где специалисты коллекционируют картины уличных художников со всей России — увидел работу Маркера и сказал, что у его знакомого есть картины, похожие на то, что выставляется. Об этом рассказала «Бумаге» кураторка «САХ» Алина Зоря.
Специалисты «Стрит-арт хранения» отправились на встречу с держателем работ, обнаружили на них авторские подписи Миши Маркера и запросили у него официальное подтверждение подлинности, продолжает Зоря.
Обновлено 27 мая 15:45. В «САХ» попали только три работы из пяти. Судьба остальных — неизвестна.
«Затем было длительное оформление документов», — рассказывает Миша Маркер. Теперь работы официально находятся в «САХ», добавляет он.
Поскольку у работ сложная история, говорит Алина Зоря, информацию о людях, у которых эти картины оказались, представители «САХ» предпочитают не раскрывать. Как работы из полиции попали к этим людям — тоже неизвестно.
«В Петербурге очень трепетно относятся к искусству», — говорит Миша Маркер. Подобная история происходила и с другой его работой — «Лолитой». В 2015 году художник разместил ее на Невском проспекте, а через два года ему написала женщина, которая нашла картину «на черной лестнице в парадной» и решила сохранить себе.