Певица Саша Алмазова провела детство в Невском районе, но всегда мечтала перебраться в центр: такая жизнь казалась ей отличной от жизни в индустриальной части Петербурга. Девушка сменила несколько квартир, многие из которых оставили свой отпечаток на восприятии города: Саша жила и в квартире с выходом на крышу на Лиговском проспекте, и в Коломне, которую считает неоднозначной.
Накануне концерта группы «Саша Алмазова и Non Cadenza» в оранжерее Таврического сада певица рассказывает, как меняется чувство пространства в центре Петербурга и что осталось в памяти из детства, что не так с Невским проспектом и как менять собственную жизнь к лучшему.
Какой была ваша первая квартира?
Я родилась в индустриальном Невском районе, недалеко от метро «Ломоносовская». У родителей была самая обычная квартира в сталинском доме, без роскошного метража.
Помню библиотеку, которая занимала половину нашей квартиры, когда я была маленькая. В детстве я совсем не любила книги. Это, наверное, такой парадокс: когда у тебя очень начитанные родители, а папа к тому же писатель, к книгам тебя не тянет. Папа даже обижался, что я не проявляла особого интереса к его произведениям, но думаю, это нормально: когда с детства что-то воспринимаешь как данность, не пытаешься за этим гнаться.
Книги я полюбила уже в старших классах, у меня были очень хорошие преподаватели. Моей любимой книгой было первое произведение, которое я прочитала на английском языке: «Над пропастью во ржи». В студенчестве, а я по образованию лингвист, мне приходилось много читать в сжатые сроки. Тогда я сильно увлеклась западной литературой.
Поскольку я недавно стала мамой, у меня сейчас новая волна: я прониклась к детской литературе. Уже через призму воспитания дочки я понимаю, что некоторые произведения мне самой нравились в детстве: «Мойдодыр», книги Маршака и так далее.
В квартире родителей было пианино, которое сыграло большую и важную роль в моей судьбе. Я занималась на нем, пока училась в музыкальной школе.
В детстве я жила со старшим братом. Он рано стал самостоятельным, и когда уехал, у меня появилась своя комната — это было огромное счастье. Я окончила школу, поступила в институт и только к концу обучения там решила, что всё же стоит жить отдельно. Тем более я понимала, что мой концертный образ жизни совсем не вяжется с образом жизни моих родителей.
В итоге я сняла квартиру. Несмотря на то, что я с любовью говорю о Невском районе, всю жизнь мечтала жить в центре. Мне казалось, что жизнь в центре — это особенная ментальность. Я считала, что, живя в центре, иначе меряешь пространство и иначе смотришь на мир. У меня было море друзей, и все мои дела — и учеба, и работа — всё было в центре.
Первая и вторая съемные квартиры были не особенно интересными, и я прожила там недолго. Моя третья квартира досталась мне благодаря музыкальному кругу. Это была квартира, которую снимала менеджер Светланы Сургановой: она решила переехать в Москву, и квартира освободилась, что оказалось очень кстати. Квартира, маленькая и уютная, хотя и старенькая, без навороченных ремонтов, была в очень хорошем месте — на Лиговском проспекте с видом на БКЗ «Октябрьский».
В этой квартире я провела практически четыре года. С ней у меня связано множество воспоминаний. Там был выход на крышу, туда ко мне приходило очень много гостей, там даже порой проходили репетиции. Но, честно скажу, я с удовольствием из нее выехала: всё в жизни приходит к своему завершению, и ты понимаешь, что нужно жить дальше и менять дислокацию.
Светлана Сурганова — о первом жилье, купчинской квартире и местах, в которых старается не бывать
В детстве Светлана Сурганова жила в коммуналке в центре Петербурга, а теперь переехала в просторный коттедж во Всеволожске. Музыкант рассказывает, как всякий раз морально готовится перед отъездом из любимого города, где услышала первые ругательства, как, влюбившись, ехала через весь город на велосипеде и почему теперь, чтобы покататься, приходится уезжать в другую страну.
Кто окружал и чему научил вас тогда?
В первую очередь меня окружали друзья моих родителей. Сейчас люди реже ходят в гости, не так часто встречаются, у всех какие-то свои дела и хлопоты. А вот мое детство прошло в бесконечном потоке гостей: приходили к нам, мы сами ходили в гости. Все эти посиделки — с песнями, чаем, кофе и тортиками — хорошо отложились в памяти.
Поскольку мой папа из творческой среды, его всегда окружали интересные и даже знаменитые люди. В моей сознательном возрасте он охотно брал меня с собой в гости, на тусовки, на выставки и концерты.
Где лично вам хочется бывать постоянно и куда бы вы посоветовали отправиться приезжему?
Мой любимый музей — Русский. Хотя сейчас всё реже появляется возможность сходить туда.
С недавних пор я полюбила «Эрарту», мне кажется, это музей очень высокого уровня. Мне много где доводилось бывать, у нас с мужем есть даже традиция: в городе, куда мы приезжаем, посещать музей современного искусства. Мне кажется, «Эрарта» не отстает от европейских музеев. Мне нравится их концепция и сцена, на которую привозят интересных артистов. Изначально в музей меня привели собственные концерты, но с тех пор я с удовольствием там бываю и не по работе.
С детства я люблю канал Грибоедова: часто бывала там в детстве и училась неподалеку. Еще мне нравится район Коломны, там я тоже когда-то жила. Несмотря на то, что он очень неоднозначный и там живет очень разношерстная публика — от самой маргинальной до очень обеспеченных людей, я считаю, что это настоящий Петербург.
И нравятся все эти новые места на улице Рубинштейна: очень здорово, что у нас в этом плане всё движется в европейском направлении.
Каких мест в городе вы стараетесь избегать?
Я очень не люблю Невский проспект и прилегающие к нему улицы. Даже когда мне нужно провести встречу, по работе или с друзьями, я стараюсь, чтобы это было удаленное от Невского место. Мне кажется, это, как часто бывает с центральными улицами, место для туристов и людей, которые зачастую не всматриваются в город.
Каким должен быть город, чтобы вы выбрали его для жизни?
Я очень люблю наш город и верю, что в бытовом плане он будет становиться всё лучше и лучше.
Центр города у нас сильно отличается от периферии, как это часто бывает в крупных городах. Но хотелось бы, чтобы такого резкого контраста в перспективе не было. В Москве, например, нет такой четкой границы центра, а у нас начинается Обводный канал — и ты будто бы попадаешь в прошлый век.
Еще я совсем не буду оригинальной, если скажу, что культура — это тот аспект, над которым нам всем нужно работать. В жизни нашего города и государства в последнее время было слишком много исторических событий, которые помешали наращиванию, так скажем, культурного слоя. Мне кажется, это решается образованием и путешествиями: нужно использовать все возможности для того, чтобы ездить и смотреть, как всё устроено за границей, и перенимать у них лучшее для своей собственной жизни.