«Сеанс» — культовый ежеквартальный журнал о кино и культуре, для которого пишут критики, историки искусства и кинематографисты. А еще — книгоиздательство, в каталоге которого больше сотни книг: от биографий знаменитых артистов и истории кинематографа в дореволюционном Петербурге до художественной прозы и воспоминаний о Ленинграде 1920-х.
Больше об интересных издательствах Петербурга — от некоммерческих проектов и университетских редакций до инициатив книжных магазинов и галерей — читайте в совместном цикле «Бумаги» и «Подписных изданий».
Что это за издательство?
Первый номер киноведческого журнала «Сеанс» вышел в 1990 году, а уже в 1994-м издательство выпустило первую большую книгу — сборник материалов, посвященных творчеству режиссера Александра Сокурова. Сейчас в каталоге «Сеанса» больше сотни изданий: от собраний сочинений знаменитых сценаристов и драматургов и биографий актеров до воспоминаний о Ленинграде 1920-х, исследований русского балета и художественной прозы.
Петр Лезников
Главный редактор книжного направления
— «Сеанс» называет себя «журналом о кино и времени», тот же принцип составляет наше издательское кредо. Мы стараемся делать книги, которые на хорошем русском языке и без впадений в академизм размышляют о времени — ушедшем и настоящем — и его героях. Мы стремимся напоминать о забытых персонажах истории кино и поддерживать новых — собрание сочинений Надежды Кожушаной, биография Маргариты Барской, том «Черной серии» об Александре Расторгуеве — такие книги не всегда коммерчески оправданы, но без них «Сеанса» быть не может.
Мы любим авторов: свои первые книги у нас выпустили Станислав Зельвенский, Олег Ковалов, Евгений Марголит, Александр Тимофеевский, Иван Чечот. И, конечно же, мы строим свой небольшой синефильский пантеон: в 2021 году была запущена бесконечная серия «Сеанс. Лица», каждый выпуск которой посвящен одному кинематографисту (пока в ней книги про режиссеров и актеров, но будут представители и других кинопрофессий). Так мы хотим стереть границу между отечественным и мировым кино: Сергей Соловьев для нас важен так же, как Дэвид Линч.
Что почитать?
Советуют «Подписные издания»
- «Кино за гранью» Андрея Плахова
«Сборник статей о мировом кино последних 20 лет. В тексте детальками пазла рассматриваются стили, персоны, скандалы, тенденции, метафоры и триумфы, из которых складывается такой неоднородный ландшафт современного кинематографа. И формируется подобный пазл только в глазах зрителей и читателей». - «Бодров» Любови Аркус
«Не биография, но погружение в творческий мир актера и режиссера, оставившего после себя много загадок и целую мифологию. Обрывки бесед, мысли о жизни и творчестве, необходимые слова близких и, что более важно, сценарии нереализованных проектов самого Бодрова, позволяющие немного заглянуть в предполагаемую реальность и в мир отечественного кинематографа начала XXI века». - «7 ½, или Фильмы Андрея Тарковского» Майи Туровской
«Основополагающий труд-монография о Тарковском, выведенный за пределы оценочных координат и обязательный к прочтению как поклонникам творчества Андрея Арсеньевича, так и простым кинолюбителям, желающим посмотреть на кино немного под другим углом. Книга не о режиссере, но о художнике, о его жизни вне отрыва от кинокарьеры, о тяготах вне отрыва от преодолений, о „зеркале“ (творческой душе Тарковского) через „трещины и преломления“ (через фильмы Тарковского и их анализ)».
Где следить за новостями?
За новостями «Сеанса» удобно следить на сайте и в соцсетях, например в инстаграме. У редакции также есть телеграм-канал. К концу 2021 года в планах издательства новые выпуски серии «Сеанс.Лица», сборник о 1990-х и новогодняя книга-сюрприз.
Что еще почитать:
- На «Ленфильме», где расположена редакция «Сеанса», открыли филиал «Порядка слов» и кафе, там проводят выставки и экскурсии. Как перезапускали культурно-выставочный центр — рассказывает его руководитель
- Интервью с соосновательницей журнала «Сеанс» Любовью Аркус — о комнатах на Васильевском, старом «Ленфильме» и отдыхе в Доме кинематографистов.