Петербурженка Ника Артемьева несколько лет назад создала сообщество, которое занимается мадларкингом — поиском исторических артефактов на берегах рек. Ника и ее соратницы ищут кусочки посуды и других вещей, которые Нева выносит в районе Стеклянного городка — территории между Александро-Невской лаврой и «Елизаровской». По ним петербурженка восстанавливает историю городка и собирается выставить коллекцию из тысяч предметов в специально созданном музее.
«Бумага» рассказывает, как появился проект и что интересного удалось найти.
Что такое Стеклянный городок и как нашлись первые осколки
Ника Артемьева больше пяти лет занимается градозащитой. Она исследует инициативы петербуржцев по восстановлению и сохранению архитектурных деталей. Так, по работе, она узнала о мадларкинге — в Англии XVIII века бедные жители Лондона собирали по берегам Темзы вынесенные водой вещицы на продажу, а в современном Петербурге энтузиасты изучают по ним локальную историю.
— В 2019 году я по семейным обстоятельствам переехала в Стеклянный городок, в мамину квартиру. Было лето, и мы с подругами предприняли несколько вылазок на берег Невы — там он как раз неограненный, — вспоминает Ника.
— Тогда мы не относились к найденным предметам как к историческим источникам, мадларкинг был просто способом необычно провести время. Но находок становилось больше, все они оставались у меня. И я подумала: если заниматься сбором системно, выработать какую-то логику и правила, это может стать интересным подходом к краеведческому исследованию Стеклянного городка.
Стеклянный городок — небольшой район на берегу Невы южнее Обводного канала. В 1777 году Екатерина II подарила эти земли своему фавориту князю Потемкину, и он перенес сюда другой подарок императрицы — стеклянный завод, который со временем оброс улицами с домами рабочих, школами, трактирами и храмами.
После смерти князя завод объединили с Императорским фарфоровым заводом и перевезли в Фарфоровскую слободу. В напоминание о стеклянном заводе остались названия местных улиц: Глиняная, Глазурная, Фаянсовая, Хрустальная и Стеклянная.
Ника Артемьева с подругами решили собирать предметы только в границах исторического района и начали выкладывать их фото в соцсети.
— Мы не берем осколки от людей, даже если они из самых добрых побуждений хотят помочь проекту, потому что мы не можем верифицировать, точно ли они нашли артефакты в нужных нам границах. У нас есть и этические представления о мадларкинге — мы не копаем берег, потому что не хотим способствовать его разрушению. Он и так, к сожалению, осыпается. Так что мы собираем только то, что лежит под ногами.
Так в 2019 году и появился «Стеклянный городок». В тот период большую часть артефактов составляли осколки фаянсовой посуды.
— В одну из ранних вылазок мы нашли чашку, похожую на английскую керамику, хотя точно установить это пока что не удалось. На осколке девушка в простом одеянии, наверняка какая-нибудь жена рыбака. Она на фоне реки, у нее в руках рыбка. Потрясающая картинка, которую мы долго использовали в качестве аватарки проекта. Этот осколок настолько перекликался с тем, чем мы занимаемся: какие-то девушки на берегу реки что-то собирают. Она добыла рыбку, а мы — исторические артефакты.
Как отличить старые осколки от современных
Краеведческих публикаций о Стеклянном городке почти нет. Поэтому знания о нем Ника почерпнула из дореволюционных чертежей петербургских зданий и фотографий Центрального государственного архива кинофотофонодокументов:
— Я по работе регулярно пользуюсь архивными источниками для определения возраста каких-то деталей архитектуры или облика утраченных. Здесь же архивы помогают узнавать о предприятиях, которые работали в районе, устанавливать возраст зданий и просто смотреть, каким был быт местности. Обратиться в архив может любой желающий, тем более многие фотографии архитектуры Петербурга оцифрованы.
С атрибуцией найденных осколков всё оказалось сложнее — без опыта и насмотренности отличить современный фарфор от дореволюционного сложно. Чтобы развить эти качества, Ника с участницами проекта изучают каталоги старинной посуды, ходят в музеи, антикварные лавки и на блошиные рынки.
— Если сомневаешься [в исторической ценности артефакта], проще такой осколок взять, а потом уже разбираться, представляет ли он интерес. Со временем мы стали понимать, как с технологической точки зрения выглядят дореволюционные буквы. Это определенного характера шрифты, и с современными, если ты много раз держал их в руках, не спутать.
Самые тяжелые для атрибуции осколки — стеклянные: если современная керамика редко оказывается в воде, то битых бутылок по берегу Невы много. Определять происхождение стекла помогает ультрафиолетовый фонарик. Если у осколка есть флуоресценция, стекло наверняка дореволюционное.
— Но может оказаться, что это дореволюционный хрусталь, который не дает флуоресценцию, — уточняет Ника. — Тогда определять возраст имеет смысл по каким-то другим признакам. По каталогам старой стеклянной посуды или упаковки. Иногда сделать это сложно. В таком случае самое понятное решение — отложить до лучших времен, пока этот вопрос не прояснится или пока наша насмотренность не расширится.
Как хранить дома коллекцию из десятков тысяч осколков
Сейчас в коллекции «Стеклянного городка» есть найденные на берегу Невы фрагменты фарфоровой, фаянсовой, стеклянной и глиняной посуды, частички напольной и фасадной плитки, черепица, а еще разная тара, пивные бутылки, аптекарская и парфюмерная упаковка. Но некоторые артефакты Ника не ищет, а покупает. Например, дублеры — объекты, которые показывают, частью чего был найденный осколок.
— Предметы-дублеры я приобретаю в разных местах, где можно найти старые вещи. Это интернет-аукцион «Мешок» и всё подобное. Самый первый предмет-дублер я купила на «Авито». Редкий случай, когда информацию о тарелке, чей кусочек мы обнаружили на берегу, получилось найти через поиск по картинке. На осколке был очень характерный орнамент. И целая тарелка с таким же нашлась сама собой. Сейчас дублеров несколько сотен. А всего артефактов — несколько десятков тысяч.
И почти все они хранятся у Ники дома. Особые правила есть для бумажных артефактов, которые она тоже покупает. Это дореволюционные книги, визитки, бланки и открытки. Их иногда приходится реставрировать и чистить от грибка. Керамику и стекло хранить проще, за одним исключением:
— Главный нюанс в хранении — урановое стекло, которое немного фонит. Его можно держать в домашних условиях, но некоторые специалисты для снижения фонового излучения рекомендуют хранить урановое стекло за обычным, что я и делаю — так фоновое излучение стремится к нулю.
Где посмотреть осколки и узнать об истории городка
В ближайшее время у «Стеклянного городка» появится офис. В начале 2023 года Ника Артемьева арендовала у города помещение, чтобы открыть там музей. Сейчас в нем ремонт.
Пока же коллекция проекта выставляется в других музеях. В прошлом году выставка «Осколки Стеклянного городка» прошла в музее «Невская застава» — некоторые предметы даже стали частью длительной экспозиции про Императорский фарфоровый завод.
— Еще мы стараемся проводить лекции на разных площадках. В основном это музеи, библиотеки и выставочные пространства в Петербурге или Москве. Может быть, со временем география расширится. И где-то раз в месяц организуем экскурсии по району. Я как исследователь района рассказываю основные факты истории местности.
Следующий этап — оформление НКО. Юрлицо нужно «Стеклянному городку», чтобы претендовать на гранты и систематизировать отчетность по пожертвованиям. Пока что проект собирает их через Boosty.
— Я с тревогой наблюдаю за тем, как сейчас существуют НКО. Насколько велики риски для проекта, если мы приобретаем такую форму юридического лица… Наблюдаем за обстановкой и копим ресурсы. Глобальная задача проекта неизменна — это создание собственного музейного пространства. Работа вдолгую. Пять или десять лет, но мы будем всячески стараться.
Что еще почитать:
- Умиротворяющее хобби — краеведение. Как оно поможет дома и в эмиграции, кому подойдет и где искать единомышленников.
- История дома на Измайловском — с ним связан молочный бизнес дореволюционного Петербурга и легенда про тайные ходы.