Тихрули минанкари — это многовековая грузинская техника создания украшений с помощью натуральной эмали. Об истории и тонкостях минанкари, а также о своем увлечении — от хобби до открытия собственной мастерской Bakmy Enamel — в интервью Paper Kartuli рассказали мастера Тамара Бужгулашвили и Вахтанг Гвенетадзе.
История и особенности техники минанкари
Основатели мастерской по созданию украшений минанкари Bakmy Enamel рассказывают, что техника минанкари пришла в Грузию из Византии примерно во II веке. Она угасла около XII века, когда Грузию покорили мусульмане, а грузинская культура уничтожалась. С конца XIX века исследователи находят старые письмена и по ним восстанавливают технику.
— Старинные работы, выполненные в технике минанкари, можно увидеть, например, в Государственном музее искусств Грузии. Минанкари считалось настолько высоким искусством, что использовалось в основном только для украшения церковной утвари. И лишь в XX веке с восстановлением технологии ее начали использовать более широко.
«Тихрули» переводится с грузинского как «перегородка». По этой технике, рисунок украшения создают вручную из тонких перегородок, сделанных из чистого серебра или золота: за счет того, что чистый металл более гибкий. Пространство между перегородками заполняют эмалью — «минанкари».
Как создают минанкари:
- в качестве основы для эмали обычно используют горный хрусталь, который крошат до состояния порошка, а для придания цвета к нему добавляют измельченные металлы и натуральные минералы — драгоценные и полудрагоценные камни;
- после наполнения эмалью изделие обжигают в большой печи, эмаль оседает, на нее накладывают новый слой измельченных минералов, после чего изделие вновь отправляют в печь. Обжиг повторяют 5–6 раз;
- в завершении украшение шлифуют и полируют.
— Сегодня технология осталась прежней — основная работа делается вручную, просто какие-то моменты автоматизировались. Например, вместо ручной полировки используется бор-машинка, а вместо огромной печи из кирпичей — маленькая муфельная печь.
Университет, свадьба и карьерный кризис. Как Тамара и Вахтанг познакомились с минанкари и стали мастерами
Тамара родилась в Тбилиси и всегда жила в Грузии, а Вахтанг приехал в Грузию из России в 2005 году, когда ему было 15 лет. Девушка с детства любила рисовать и закончила художественную школу, а молодому человеку нравилась музыка. Но по совету родителей в 2007-м оба поступили в университет на направление «международные отношения», где и познакомились.
— Наши родители старых взглядов на выбор профессии. Меня на юриста отправляли, Тамару — на международные отношения. Хотя она рисовала, а я хотел заниматься музыкой. Но родители — ни в какую.
— Чтобы меня успокоить, после первого курса мама предложила сходить к мастеру минанкари. Тогда, в 2009 году, был бум интереса к минанкари. Мастер сказала, что может научить меня. И я училась с большим удовольствием, схватывала на лету. Минанкари стало моим хобби, я делала украшения в подарок для подруг и родственниц.
Вахтанг приходил помогать Тамаре в мастерскую, где тоже научился технике. Однажды их попросили сделать украшения на заказ, а потом тетя Тамары отвезла работы в Грецию и быстро продала их среди знакомых. Так Тамара и Вахтанг поняли, что минанкари можно заниматься не только в качестве хобби. И в 2010 году Тамара приобрела печь, чтобы создавать украшения дома.
В то же время Тамара поступила в магистратуру, проходила стажировки в МВД и МИДе Грузии. В 2011 году Вахтанг перешел в другой университет — в Батуми. Когда Тамара заканчивала обучение, Вахтанг сделал ей предложение. В 2013 году Тамара переехала в Батуми, а Вахтанг устроился на работу в министерство экономики.
Несмотря на то, что Тамара закончила один из лучших университетов Грузии, в Батуми ей было сложно найти работу по профессии. Вахтанг проработал в министерстве около 10 месяцев, и за это время его не взяли в штат, а его контракт не подразумевал никаких гарантий, льгот и премий.
— Я выучил всё законодательство Грузии, которое связано с экономикой и финансами, получал лучшие баллы на экзаменах, но по какой-то причине 1–2 баллов мне не хватало. Мне обещали: «Еще через 3 месяца заново сдашь экзамены, и мы тебя возьмем в штат». Но не выходило. После работы я приходил домой, мы включали музыку, наш пес Джексон ложился к нам в ноги, и мы проводили вечера за минанкари.
— Однажды я гуляла по площади Пьяцца и зашла в сувенирный магазин. Там я увидела минанкари и сказала, что умею работать в этой технике. В магазине обрадовались, что в Батуми есть мастер минанкари, и дали мне заказ. Я сделала, им понравилось. Мы долго сотрудничали.
«Первая продажа незабываема». Как Тамара и Вахтанг решили открыть мастерскую
Не обнаружив карьерных перспектив в Батуми, в 2016 году 25-летние Вахтанг и Тамара вернулись в Тбилиси без конкретного плана. Однажды они вышли прогуляться и увидели, что минанкари продают во многих сувенирных магазинах, но с профессиональной точки зрения изделия показались им некачественными.
Тогда Тамара и Вахтанг решили открыть магазин-мастерскую, в которой люди могли бы не только купить украшения, но и увидеть процесс их создания, а также поучаствовать в мастер-классах.
— Сначала было страшно вот так приехать в Тбилиси и не до конца понимать, что ты делаешь. Мы были ограничены в ресурсах. Но была идея. Тогда моя тетя сказала: «Сделай, будто этих денег у тебя и не было. Вдруг получится то, о чем ты мечтала». Эти слова мне очень помогли перестать переживать насчет денежной части.
— Наверное, тогда мы пошли на этот шаг потому, что много не думали: просто увидели работы в сувенирных магазинах и поняли, что нужно показать людям процесс изготовления минанкари, — взяли и открыли мастерскую. Сейчас, если бы мы больше размышляли, то, возможно, не пошли бы на этот шаг.
Тамара и Вахтанг открыли мастерскую в Старом городе, где сосредоточена туристическая жизнь. После долгих поисков они нашли единственное подходящее место — на улице Антона Каталикоси, 19.
Для магазина-мастерской Вахтанг и Тамара хотели подобрать несложное в произношении и запоминающееся название — и остановились на «bakmy». Это старинное слово из поэмы Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре», с помощью него автор сравнивал красоту женщин с освещением вокруг солнца или луны — гало (по-грузински — «bakmy»). Так магазин-мастерская получил название Bakmy Enamel.
Чтобы интерьер мастерской был атмосферным и уютным, пара решила сделать всё своими руками. Вахтанг мастерил мебель первый раз в жизни.
Пока Вахтанг делал ремонт, люди часто заходили и спрашивали «А что здесь будет?» В итоге герои наклеили на дверь лист бумаги и написали, что здесь будет мастерская перегородчатой эмали.
— Первая продажа незабываема. Только я доделал мебель, мы всё раскладывали, как зашли люди и спрашивают: «А где ваша эмаль?». А тут всё пусто. «Будет, — говорю. — А сейчас она вот здесь, в пакетике». И Тамара просто высыпала изделия на стол. Ребятам понравилось, они купили. И мы поняли, что на правильном пути. Начало получаться — были продажи.
К 2023 году стоимость кулонов в Bakmy Enamel начинается от 50 лари, а серег — от 65. Стоимость больших и сложных работ может достигать 2000 лари.
«Мы могли сделать хорошие деньги, но не согласились на это». Как Вахтанг и Тамара создают свои украшения
Вахтанг и Тамара рассказывают, что в Bakmy Enamel приходили представители брендовых магазинов и предлагали работать на них, при этом рекомендуя увеличить объем производства и упростить технику.
— Мы могли сделать хорошие деньги, но не согласились на это. Я не представляю, как я могу что-то недоделать. Потом я буду очень переживать. В моем восприятии ты должен уважать вековое искусство и не имеешь права что-то недоделать.
Чтобы получить красивое изделие в технике минанкари, нужно знать ее особенности, обладать мастерством и заботиться о качестве работы, говорят Вахтанг и Тамара. Например, при изготовлении эмали минералы измельчают до состояния неоднородного порошка — пыли и более крупных частиц. При обжиге пыль сгорает быстрее, чем более крупные частицы, в итоге получаются мутные цвета.
Чтобы получился чистый цвет, Тамара и Вахтанг промывают эмаль, при этом часть эмали теряется. А чтобы эмаль крепко держалась на металлической заготовке, мастера делают на ее поверхности множество мельчайших бороздок — штрихелевку. Это занимает дополнительное время и израсходует серебро, но зато сокращается риск, что при ударе возникнет трещина в эмали или она вылетит из основы.
— Одно небольшое изделие, например, кулончик, можно сделать за день, если начать утром и не поднимая головы закончить ночью. А представители брендов говорили, что можно делать и 5–10 изделий за один рабочий день. Даже звучала такая фраза: «Цену увеличивайте, качество ухудшайте».
В минанкари градации цвета даются трудно: эмаль — не краска. Если нужно где-то в украшении сделать затемнение, сначала следует выжечь черный цвет и потом сверху положить другой, говорят Вахтанг и Тамара. А если просто смешать эмаль разных цветов, то рисунок будет неоднородный — получатся пятнышки. Кроме того, после обжига эмаль может приобретать другой цвет.
— Есть такая эмаль, которая изначально белого цвета, но при обжиге она дает другой цвет. Раньше мы не знали об этом и с помощью такой обманчивой эмали хотели сделать портрет, но после обжига лицо оказалось розового цвета.
Для создания перегородок используются заготовки разной толщины. Например, для изображения лица используются более тонкие. Также существуют разные способы укладывания перегородок. Согласно одному способу, в основу заготовки кладется прозрачная эмаль и сверху устанавливаются перегородки — они никак не крепятся. Согласно другому способу, перегородки можно крепить на клей.
— Бывало так, что я перегородки красиво разложила, а пока несла до печи, споткнулась и всё разлетелось. Поэтому нужно очень аккуратно подносить изделие к печке и ставить его очень нежно, чтобы ни одна перегородка не шевельнулась. Но и клеить не всегда удобно: когда окунаешь перегородку в клей и ставишь рядом с другой, они могут склеиться. И потом уходят нервы и время, чтобы их расклеивать и расставлять. А еще при работе с перегородками всё время нужно мерить силу: чуть сильнее надавишь — всё портится.
— Сам процесс создания рисунка интересный, но у меня на него нервов не хватает: нужно порезать миллиметровую перегородку, согнуть ее пинцетом — у меня перегородка постоянно вылетает из рук. Моя работа — доведение до красоты — шлифовка и полировка, это грубая мужская работа. Но мне это делать намного легче, процесс меня даже успокаивает. Из минусов — грязь и порезанные пальцы. Но оно того стоит.
Как планируют развивать магазин-мастерскую Bakmy Enamel
Работы Тамары и Вахтанга можно увидеть на выставках в Грузии, также они участвуют в международных экспозициях: например, в Венеции. В Bakmy Enamel мастера уже семь лет изготавливают и продают изделия, а также проводят мастер-классы. В основном к ним приходят «ценители», говорят Вахтанг и Тамара. Туристы, по их словам, заходят случайно.
— У нас есть стандартные формы украшений, но мы стараемся делать собственные. И когда покупают именно нашу форму, нам приятнее, ведь у человека будет индивидуальное изделие. Хотя при работе с эмалью и так невозможно создать точную копию — при обжиге эмаль может вести себя по-разному. Приятно продавать изделия, когда человек понимает, что он покупает.
Сразу после открытия в мастерской стояли только два стеллажа. Со временем в Bakmy Enamel стали работать другие мастера, их обучила Тамара.
— Женщинам найти работу сложнее: если ты беременная или недавно вышла замуж, работодатели опасаются брать тебя на работу. А я хочу вовлекать девушек, которые не могут позволить себе работать в офисе с 9 до 18. Мне очень приятно, что я могу дать людям такую возможность. У женщин много обязанностей — семья, дети, но они тоже заслуживают свой кусочек счастья.
В планах Вахтанга и Тамары приобрести больше техники — для обжига и шлифования, для создания металлических основ изделий, а также открыть мастерскую побольше — со стеклянной перегородкой, через которую можно наблюдать за рабочим процессом.
После начала войны Тамара и Вахтанг создают изделия в цветах украинского флага, и 70 % выручки с их продажи отправляют на помощь украинцам, а оставшиеся деньги тратят на создание новых изделий.
— Бывало, что к нам заходили люди и удивлялись, почему мы поддерживаем Украину. Многие приезжие не знают, что было в 2008-м.
— В 2008 году соседний корпус от того, где жили родители Тамары, взорвали ракетой. Мы поддерживаем Украину, потому что мы всё это пережили: мы видели и слышали эти танки и эти ракеты.
Мы работаем для вас — оформите донат, чтобы Paper Kartuli и дальше писала о людях и событиях в Тбилиси
поддержать 💚Что еще почитать:
- «Тренажеры я соорудил из черенков от лопаты». Как россияне открывают в Тбилиси школы необычных видов спорта: кобудо, алтимат-фрисби и кайтинга.
- «У меня нет ненависти к россиянам». Сергей Грищенко из Украины — о родном Мелитополе, жизни и работе в тбилисском шелтере и о керамической мастерской.