В 1912–1918 годы в петербургской Коломне работал Луна-парк с американскими горками, «чертовым колесом» и «человеческим зоопарком». Там в декорациях «аутентичной африканской деревни» жили темнокожие люди (мужчины, женщины и дети), которых организаторы называли «сомалийцами».
Петербургская публика приезжала в Луна-парк на аттракционы, в кино и в театр. В 1913-м в нем выступал Владимир Маяковский — как автор, режиссер и исполнитель главной роли в одноименной трагедии.
«Бумага» показывает несколько подлинных фотографий из петербургского Луна-парка 1912 года и удивительные «фальшивые» снимки «сомалийской деревни», которые антрепренеры использовали для его рекламы.
В мае 1912 года на Офицерской улице Петербурга (сейчас это улица Декабристов), в районе домов 35–39, открыли первый в России Луна-парк — такие парки развлечений стали популярны в США и Европе после 1903-го, когда на Кони-Айленде открылся первый из них. В Петербурге ему отвели место, которое давно использовали для гуляний и театральных представлений, — в начале ХХ века оно называлось «Демидов сад».
Разные источники о жизни дореволюционного Петербурга утверждают, что одной из главных достопримечательностей этого центра развлечений была деревня сомалийцев — там жили африканцы, за жизнью которых могли наблюдать посетители парка.
В качестве подтверждения в сети можно найти несколько фотографий с темнокожими людьми, подписанных: «Деревня Сомали. Луна Парк, С.-Петербург». Например, на двух снимках молодые мужчины и женщины исполняют ритуальные танцы с копьями. Но на самом деле фото сделаны не в России.
Как показывает культуролог Евгений Савицкий, эти же снимки использовали в 1905–1911 годы для рекламы человеческих зоопарков в Мангейме, Праге, Берлине и других городах. Причем в большинстве городов в рекламе упоминались не сомалийцы, а абиссинцы, а изображали их иногда египтяне или арабы. Петербургские антрепренеры просто использовали для рекламы Луна-парка те же открытки с новой подписью.
При этом африканцы в петербургском Луна-парке действительно были. Их привозили на гастроли из европейских человеческих зоопарков.
О первых днях в Петербурге этих людей рассказывает заметка в газете «Русское слово»: «Вчера в Петербург из Риги прибыла труппа, вывезенная из Африки для участия в открывающемся театре „Луна-Парк“ (…) Вся труппа была загнана в сад и на ночь помещена в сарай для декораций. Ночью температура в Петербурге понизилась до 7-ми градусов ниже ноля. Несчастные африканцы, сбившись в кучи, старались кое-как согреться. Некоторые из них стали терять сознание». Автор заметки сообщает, что один из африканцев замерз насмерть, и после этого людей расселили по квартирам.
В большинстве источников организатором петербургского Луна-парка и его владельцем называют купца-ресторатора татарского происхождения Хабибуллу Ялышева. Еще он участвовал в создании петербургской соборной мечети. Но есть информация и о том, что строила Луна-парк английская компания, а финансировал проект Григорий Елисеев — внук основателя купеческой династии Елисеевых. По некоторым данным, у Григория был в Луна-парке ресторан. Елисеевы возили на кораблях в Россию «колониальные товары» — возможно, именно так в Петербург попали декорации сомалийской деревни, копья и изделия на продажу, якобы изготовленные жителями деревни.
В СМИ сохранилось такое описание прототипа американских горок из Луна-парка: «Горная железная дорога привлекает внимание публики. Два вагончика то вздымаются вверх, то падают под значительным уклоном вниз. Дамы и девицы неистово визжат, доставляя бесплатное развлечение посетителям». Другие аттракционы назывались: «пьяная лестница», «чертово колесо» (оно «разбрасывало людей по сторонам»), «мельница любви», «морской бой у Гаваны», «юмористическая кухня».
Кроме каруселей и ресторана, на территории Луна-парка работали два кинотеатра и театр, где в 1913 году состоялась премьера футуристической трагедии «Владимир Маяковский» с декорациями Павла Филонова (говорят, спектакль освистали), а в 1917-м — оперетты Имре Кальмана «Сильва».
В первую мировую войну Луна-парк продолжал работать. В 1918-м году большевики его реквизировали, и еще несколько лет на этом месте был театр Мейерхольда и Комиссаржевской. Сейчас здесь концертный зал Мариинского театра.
Что еще почитать:
- Как выглядел Невский проспект в конце XIX века, во время блокады и советских праздников? Экипажи, первые трамваи, танки и гирлянды.
- Посмотрите на три 100-метровые коммуналки, в которых петербуржцы восстановили дореволюционные интерьеры. И сделали из них музей, театр и съемочную площадку.