Короткометражный мультфильм «Боксбалет» номинировали на «Оскар». Его создал режиссер Антон Дьяков вместе с петербургской студией «Мельница». Эта картина уже получала награды кинофестивалей «Короче» и «Икар».
Режиссер рассказал «Бумаге», как работал над мультфильмом, где и когда можно увидеть короткометражку и как он отреагировал на выбор Американской киноакадемии.
Антон Дьяков
режиссер
— Ожидали ли вы увидеть свою работу среди номинантов на «Оскар»?
— Ждать не ждал. Во многом намеренно, потому что завышенные ожидания зачастую приводят к разочарованиям. Я думаю, что лучше освободить себя от этой ноши.
В целом, конечно, был очень рад — больше, чем предыдущим стадиям [отбора «Оскара»] — лонг-, шорт- и прочим листам. Вообще, у мультфильма и до этого была хорошая фестивальная и призовая история. Ну а то, что он еще сюда забрался, — неожиданно, но приятно.
Я в легком оцепенении со вчерашнего дня, потому что как только объявили номинантов на «Оскар», я сразу резко стал всем нужен. Со всего света пишут добрые слова и поздравления, что, конечно, очень вдохновляет. Не знаю, как там до призов, но сам факт вот этого шквала доброжелания этому мультфильму — это, конечно, очень вдохновляет, это ни за какие деньги не купишь.
— Расскажите, пожалуйста, о чем этот мультфильм и что он значит лично для вас?
— Это история любви: боксер и балерина встретились, и вот что получилось — это если вкратце. Для меня с профессиональной точки зрения эта работа означает один из таких опытов, когда я чувствовал заинтересованность продюсеров и что они очень хотят, чтобы этот проект был реализован. Для меня создали все условия, чтобы я всё сделал ровно так, как хотел. Это был удачный эксперимент чистого творчества.
Я рад знакомству с теми людьми, с которыми я делал этот мультфильм на петербургской студии «Мельница». Над этим проектом работала большая команда аниматоров: кто-то приходил, кто-то уходил, но основа — это примерно шесть человек.
— Вы работаете с «Мельницей» на постоянной основе?
— Я в основном обитаю в Москве, и сотрудничество с «Мельницей» было их предложением. Я мог собрать мастерскую [для создания мультфильма] здесь, в столице, или же поехать в Петербург. Я выбрал второй вариант. Сейчас в разработке есть какие-то идеи, которые, возможно, станут поводом для нового сотрудничества.
— Ваш мультфильм можно где-то посмотреть?
— Пока нельзя. Просто потому что фестивальная жизнь этой картины предполагает, что ее невозможно опубликовать сейчас. Мы с ней объездили уже всё что только можно (имеются в виду фестивали анимации — прим. «Бумаги»). Я думаю, что после всей этой оскаровской суеты какая-то публикация будет. Вопрос — какая. Помимо меня это также решает студия, которая является правообладателем.
— Кстати, с вами уже связывались организаторы «Оскара»?
— Письма какие-то пришли, я еще даже не успел их посмотреть. Насчет проведения премии я еще не вникал. Так, немного поспрашивал. И, насколько я понимаю, еще неизвестно, в каком формате будет проходить премия: онлайн или офлайн. Если вы клоните к тому, заказал ли я себе смокинг, — еще нет. Если до этого дойдет, там [в Америке] свистнут «приезжай» — попробую доехать туда.
— Вы вообще интересовались «Оскаром» до того, как вас номинировали?
— Когда-то, в девяностые и нулевые, слежка за «Оскаром» была спортом. В целом, конечно, невозможно не обратить внимание на те работы, которые отмечает Американская киноакадемия. Эти названия всё равно где-то начинают попадаться, и твой фокус смещается на них. С этим ничего не сделаешь.
Последние годы я специально за «Оскаром» не следил: у меня такая работа, что свое бы успеть. Много смотреть [фильмы] просто нет времени, но некоторые, в основном победителей, иногда смотрю… Там же как всё устроено: много политики, чуточку удачи, фортануло — не фортануло.
— А как вам кажется, почему отметили именно вашу работу?
— Сложно сказать. Мне вот пишет один из академиков (Американской киноакадемии — прим. «Бумаги»), мультипликатор Джон Маскер. Это, на минуточку, режиссер многих диснеевских мультфильмов — например, «Аладдина» и «Русалочки». Он уже пенсионер, но преподает. Ему очень нравится моя работа, он хочет показывать ее своим студентам. Его реакция [на мультфильм] очень доброжелательная. И он, видимо, транслирует ее внутри киноакадемии. Я не думаю, что в его письмах есть что-то политически ангажированное или он узрел [в моей работе] какую-то конъюнктуру дня. Судя по его описанию, просто зашло, как сейчас говорят.
Я не уверен, что мой фильм — это лучшее, что делали в российской анимации в последние годы. Достойных работ много. Ну а коль мой фильм проник туда [в список номинантов на «Оскар»], коль призван представлять нашу страну, я рад, что именно он олицетворяют авторскую анимацию России.
— Пока всё ограничивается такими реакциями или вам уже поступали предложения о работе из-за рубежа?
— Пока каких-то предложений не поступало. В почте много чего прилетело, я еще не разбирал. Я сейчас больше [нахожусь] в каких-то текущих делах: разрабатываю сценарий. Я так этим озабочен, что не жду каких-то предложений.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Я только что закончил маленький фильм на семь минут. Маленький, но важный. Он возник в сложный период моей жизни. Называется «Горю!». Он будет представлен на суздальском анимационном фестивале в марте этого года — это наш главный смотр анимации.
У меня в разработке еще один короткометражный фильм, но пока не буду говорить о чем. Лежат два сценария больших фильмов. В общем, есть куда приложиться.