Анастасия Ким — театровед и театральный продюсер. Она преподает в трех учебных заведениях, вместе с мужем — режиссером Семеном Александровским — занимается развитием «Pop-up театра», воспитывает двух дочерей, а недавно окончила курс бизнес-коучинга.
В интервью «Бумаге» Анастасия рассказывает, как долгосрочное планирование и глобальный взгляд помогают в работе, зачем вносить в гугл-календарь семейные встречи и как она собирается применять методы бизнес-коучей в воспитании детей.
Чтобы читать другие истории о поиске счастья в своем деле, подписывайтесь на рассылку «Когда работа в кайф».
Работа: преподаватель и продюсер
На этой работе: 10 и 6 лет соответственно
График: гибкий
— Сейчас моя работа делится на четыре составляющих: преподавание, продюсирование «Pop-up театра», часть, связанная с семьей, и новое для меня направление — бизнес-коучинг. На всё это я трачу силы, планирую и контролирую.
Моя карьера началась на пятом курсе Института сценических искусств, где я училась на театроведа. Меня позвали заниматься пиаром в агентство, которое специализировалось на executive search — подборе менеджмента высшего звена. Мне это очень нравилось: красивый офис, умные эйчарщики, блестящие кандидаты, действительно важные перестановки. Я до сих пор общаюсь с большинством коллег, они мне всегда помогают — консультациями, компетентными оценками моих возможностей, рекомендациями.
Именно по рекомендации коллеги я позже попала в Ассоциацию выпускников СПбГУ. Это была работа с лучшими выпускниками университета и большим количеством данных. Мне очень нравится составлять таблицы и в принципе всё систематизировать. Когда я нервничаю, говорю себе: давай всё пронумеруем — и становится легче.
Затем я была директором по перезапуску целого этажа в торговом комплексе — причем совсем не имея опыта в строительстве. Вообще все предложения по работе были с большим кредитом доверия и авансом мне. На той работе я шутила, что они меня с кем-то перепутали: моя фамилия Ким, однофамильцев много.
Последняя нетеатральная работа была в финансовом консалтинге. Я снова пришла без опыта, но уже через год без проблем разговаривала с руководителями банков и летала по всей России для общения с менеджерами.
Если нужно коротко сформулировать, кем я работаю сейчас, я обычно говорю, что преподаю, и добавляю, что я доцент и кандидат искусствоведения. Я читаю лекции в родном Институте сценических искусств, Академии Русского балета имени Вагановой и Академии танца Бориса Эйфмана. Это около одиннадцати пар в неделю, по две-три в день. Когда размышляю о том, чем буду заниматься в 60–70 лет, думаю, что хотела бы именно преподавать.
Про свою работу продюсером я шучу, что это было неизбежно: с моим опытом работы в бизнесе и таким мужем, как Семен Александровский, шансов избежать этого просто не было. И хотя работать с Семеном непросто, мне некуда отступать — это наша семья. В других обстоятельствах я, наверное, не занималась бы театральным продюсированием. Но свою работу я делаю на сто процентов — и она мне нравится.
Я в том числе занимаюсь планированием рабочих задач Семена. На мне примерно 30 % его встреч и поездок. Планирование доставляет удовольствие: когда я открываю гугл-календарь, у меня появляется улыбка, ничего не могу с собой поделать. В семье мы всё планируем: поездки, отдых, выходы вдвоем. Мне намного проще добавить что-то в календарь и потом отменить или переставить, чем не планировать совсем.
Как вы работаете и отдыхаете?
— Важно сказать, что я почти не устаю. У меня очень большой запас энергии: я не чувствую усталости, не перегораю по ходу движения к цели, очень быстро переключаюсь между задачами, порой мне достаточно 15 секунд для смены деятельности. Энергичность и жизнерадостность я унаследовала от родителей.
Отдых я делю на две составляющие. Как, наверное, у любой женщины, у меня есть время для себя: хожу на массаж, пилинг, очень люблю йогу и бассейн. Всё это сеансами и железобетонно запланировано. Второй тип отдыха — совместные выходы семьей. После Нового года мы придумали ходить по воскресеньям в музей: просто выходим в десять утра из дома и идем в музей, без плана и цели. В это время мы общаемся, мечтаем.
Иногда я не делаю ничего. Например, когда укладываю детей — после обязательной книжки вслух они засыпают очень быстро, и я могу достать телефон и полистать ленту в тишине и темноте. Или когда они играют на площадке, я тоже могу сидеть и думать о чем-то своем или бесцельно общаться с симпатичными мне женщинами.
Несмотря на всю мою жажду жизни, я от многого сознательно отказываюсь. Например, мы не тусовщики, и если можно не идти на вечеринку, мы не пойдем. Или Семен пойдет один — это тоже не проблема.
Что в работе вам доставляет удовольствие?
— Я всё делаю с большим удовольствием. Не было такого, чтобы я просыпалась и думала, что не хочу идти на работу.
Есть попсовая история, но я узнала ее недавно: в исследовании людей спрашивали, будут ли они ходить на работу, если им перестанут платить деньги. «Да» ответил очень маленький процент людей — художники и преподаватели. Вот и мною движет не желание зарабатывать. Я верю, что у меня есть талант убеждать, заряжать. Что, когда я говорю — где и сколько бы это не длилось, — люди испытывают эмоциональный подъем.
Я чувствую избыток жизненных сил, чувствую, что могу помогать людям — делаю это и получаю огромное удовольствие. И люди, за редким исключением, поддаются обаянию, открытости, моему умению быть полезной. Всё это не составляет для меня труда. Я недавно узнала, что когда мы делимся, занимаемся наставничеством, у нас вырабатывается серотонин, который дает нам много энергии. Это про меня.
Как вы находите баланс работы и жизни?
— Мне очень помогает глобальный взгляд. Отчасти такой подход развило образование. Я театровед, восемь лет занималась теорией драмы, а это про глобальное: роковые заблуждения, трагические ошибки, раскаяние. Иногда я понимаю, что мне что-то не очень нравится, но стратегически сейчас это лучшее решение. И я делаю это с мыслью о большом.
Легче всего привести в пример детей. Можно сказать: ах ты, такая-сякая, разбила вазу. Но глобально для этого человека и ее будущего будет полезнее, если я объясню причину моих эмоций. И для меня это тоже будет полезнее. Да, это трудно, но с этим можно работать.
Кроме того, мы всегда ставим себе долгосрочные цели. Например, буквально на днях обсудили, что года через четыре было бы классно отправить нашу старшую дочь Майю в американский детский лагерь. И сразу перешли к планированию. Нужно не только выбрать лагерь и накопить деньги, но и продумать всё остальное. Решили, что было бы здорово, если бы на это время у Семена была работа в Америке, например, постановка спектакля или режиссерская лаборатория, и мы могли поехать все вместе.
Еще я обращаюсь за помощью к специалистам. Посещаю психотерапевта, мы ходили к семейному медиатору. Девять лет назад в мою жизнь пришел коучинг — в течение года коуч помогал мне перейти с уровня начальника отдела до исполнительного директора.
Три совета
- Иметь широкий круг общения. Когда у меня возникает какой-то вопрос, я понимаю, к кому могу с ним обратиться. Я знаю всех. Наверное, не понимаю только, как всё устроено в метрополитене, но и то убеждена: один звонок — и это тоже для меня откроется.
- Работать с эмоциональным интеллектом. Очень важно умение распознать, назвать и проконтролировать свои эмоции. Высший пилотаж — еще и эмоции других людей. Но давайте хотя бы разберемся с собой. Я размышляю так: если ты испытываешь какую-то эмоцию, подумай, как реализовать ее с пользой для себя, здесь и сейчас.
- Преобразовывать эмоции в энергию действия. Что бы я ни делала — убирала игрушки детей, наводила порядок на столе у Семена, — я испытываю какие-то эмоции. И понимание, что я перерабатываю их не в ярость, например, а в энергию действия, меня очень вдохновляет. И это навык, его можно тренировать.
Что дальше?
— Преподавание — это игра вдолгую, но я люблю это, вижу цель и перспективу. Надо понимать, что первые годы любого начинающего преподавателя оплачиваются довольно скромно: моей зарплаты в институте не хватало на оплату нашей няни. Но я знала, что со временем ситуация будет меняться в лучшую сторону — меня возьмут в штат, разные проекты будут приглашать выступать на своих площадках и платить совсем другие гонорары.
Я пошла учиться на коуча в том числе, чтобы усилить свои преподавательские качества. У моих студентов есть потребность поговорить о чем-то большем, чем конкретные знания и умения. Конечно, я делюсь своим видением, но мне хотелось бы помогать им в поиске себя, деликатнее и эффективнее. Коучинг полезен еще и для моей семьи и детей — к их подростковому возрасту нужно готовиться.
Это также можно сделать отдельной практикой. У меня уже около 20 клиентов, которые прошли по три сессии. Но я не ставлю себе наполеоновских планов, вроде «стать бизнес-коучем номер два». Я просто позволяю себе этим сейчас заниматься, так как есть ресурс, интерес и получается.
Хотя я много говорю о своем таланте заряжать энергией и желании помогать людям, у меня нет гигантомании. Мне хватает того, что я стараюсь как могу создать хорошую жизнь для моих детей и что мы с Семеном поддерживаем друг друга. Не знаю, можно ли здесь так сказать, но для меня it’s enough.
За помощь в проведении фотосъемки в здании РГИСИ «Бумага» благодарит пресс-службу Института сценических искусств.
«Бумага» также запустила рассылку «Когда работа в кайф». В ней мы вместе с предпринимателями и специалистами из разных сфер рассказываем, как решать рабочие проблемы, которые не дают жить. Подписывайтесь, чтобы каждую неделю получать письма о поисках счастья в своем деле.