В Российской империи до революции были сотни художниц, но о них почти ничего не известно. До конца XIX века женщин не принимали в Академию художеств, не выставляли, а сейчас их дома не отмечены мемориальными досками.
Журналистка и художница Надежда Демкина решила восполнить пробел. Она составила иллюстрированную карту с 52 адресами «Художниц дореволюционного Петербурга». «Бумага» рассказывает, как Надежда исследует и сохраняет имена женщин в искусстве.
Петербурженка Надежда Демкина — филолог по образованию — собирала информацию о художницах из книг, статей и диссертаций, рассказал она «Бумаге». По ее словам, поиск имен таких женщин — это долгая цепочка. Иногда в воспоминаниях одной художницы упоминалась другая, в некоторых случаях имена можно было найти в примечаниях к книге мелким шрифтом.
Во время пандемии Надежда Демкина нарисовала книжку-комикс про Анну Остроумову-Лебедеву — эта художница училась у гравера Василия Матэ и Ильи Репина, участвовала в деятельности объединения «Мир искусства», а во время Второй мировой войны создала графическую серию с видами блокадного Ленинграда.
Весной 2023 года на основе своих исследований Надежда Демкина опубликовала карту «Художницы дореволюционного Петербурга». Сейчас на ней отмечены 52 адреса. Пока это только «микро-информация, отправная точка», благодаря которой можно прогуляться по городу и погуглить имена. На карте есть как учебные заведения, так и адреса порядка 40 художниц.
Надежда Демкина
исследовательница истории женщин в искусстве
— Хоть у меня нет официального художественного образования, я пишу картины и выставляюсь. И мне всегда было интересно именно существование женщин в искусстве. Если остановить кого-то на улице и спросить про русских художниц, то прохожий в лучшем случае назовет [Зинаиду] Серебрякову и еще пару имен. При этом страна дала авангардисток мирового значения. Кроме них, есть еще огромное количество достойных художниц, которые занимались и скульптурой, и ювелирным мастерством, и керамикой, и иллюстрацией.
Моя карта ограничивается временем до революции, потому что после нее появился всеобщий доступ к образованию. Полтора века женщин не пускали в Академию художеств, которая появилась еще в середине XVIII столетия. Официально полноценными студентками Академии женщины становились только с 1892 года. Отсюда много разных историй, связанных с поездками за границу, частными рисовальными школами.
В городе официально только две с половиной мемориальных доски, посвященных художницам. На Петроградке на доме Билибина висит доска его жене Александре Щекатихиной-Потоцкой, а на доме Бенуа — семьям Бенуа-Лансере-Серебряковых. Также есть доска на Васильевском острове от проекта «Последний адрес», посвященная авангардистке Вере Ермолаевой, [которая иллюстрировала детские книги Даниила Хармса и Александра Введенского и была расстреляна в 1937 году].
В списке, который я веду, около 500 фамилий. Как для исследовательницы для меня не имеет значения, сколько художница создала — это может быть авторка одного портрета, но мы можем просто не знать, что еще она сделала. Мы не знаем, сколько работ, подписанных неизвестным художником, на самом деле принадлежат неизвестным художницам. Мне кажется, мы должны помнить каждую из женщин, которая творила в то время, когда было сложно реализовываться где-то кроме семьи.
Сейчас Надежда Демкина также водит авторские экскурсии по петербургским адресам художниц. Она разработала два маршрута — по Васильевскому острову и по Литейному округу. Но вскоре появится еще и третий — по Коломне.
Видите, есть и хорошие новости 💚
Мы продолжим рассказывать вдохновляющие истории — а вы можете поддержать нашу работу
поддержатьЧто еще почитать:
- Рисунки кровью и вышитый скелет. Это работы, которыми Павел Крисевич собирает деньги на благотворительность прямиком из СИЗО
- «Это та дверь, которая еще открыта». Как петербургские деятели культуры объединились вокруг музейного радио и чем оно помогает в трудные времена