26 декабря 2023

В дореволюционном Петербурге жили сотни художниц, но их дома не отмечены мемориальными досками. Где и кого можно было бы увековечить

В Петербурге с XIX по начало XX века жили сотни художниц, но о многих из них известно мало. Даже имена популярных в Европе русских художниц не увековечены на их исторической родине мемориальными досками.

По словам исследовательницы истории женщин в искусстве Надежды Демкиной, в Петербурге можно найти только две персональных мемориальных доски и одну фамильную, где как-либо упоминаются художницы.

«Бумага» показывает, на каких петербургских домах можно было бы установить таблички.

Список составлен Надеждой Демкиной на основе ее карты «Художницы дореволюционного Петербурга».

Рисовальная школа в особняке Тенишевой

Галерная улица, 13.

В здании с 1894 по 1904 год работала рисовальная школа княгини Тенишевой, где преподавал Илья Репин. Мария Тенишева (1858-1928) предоставила свою мастерскую для работы школы и оплачивала расходы.

Мария также рисовала акварели и работала в технике эмали, вместе с химиком она восстановила рецепты более 200 оттенков непрозрачных эмалей. В своем имении Смоленской области княгиня также возрождала народные промыслы и устроила арт-резиденцию.

Дом Анны Остроумовой-Лебедевой

ул. Академика Лебедева, 10.

В доме жила Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955) вместе с мужем — разработчиком первых советских вычислительных машин. Анна участвовала в деятельности объединения «Мир искусства», а во время Второй мировой войны создала графическую серию с видами блокадного Ленинграда. В начале XX века она одна из первых начала печатать цветные гравюры на дереве с нескольких досок.

Дом Елены Гуро и Михаила Матюшина, музей авангарда

ул. Профессора Попова, 10.

Елена Гуро (1877-1913) — художница, писательница и жена Михаила Матюшина. В доме супруги расположили издательство «Журавль», где печатали книги авангардистов, проводили собрания футуристов. Елена прожила здесь с октября 1912-го до своей смерти в 1913 году.

Дом Марианны Веревкиной

Комендантский дом Петропавловской крепости

Отец Марианны Веревкиной (1860-1938) в конце XIX века был комендантом Петропавловской крепости, она жила вместе с ним. Художница училась у Ильи Репина, который называл ее «русским Рембрандтом».

После смерти отца в 1896 году Марианна Веревкина переехала в Германию. В начале XX века в Германии Марианна Веревкина была вдохновителем «Нового объединения художников, Мюнхен», которое переросло в группу «Синий всадник» во главе с Кандинским.

Сама Марианна Веревкина писала работы в стиле экспрессионизма. В 1938 году художница скончалась в городе Аскона в Швейцарии, в 2002-м ее именем назвали одну из улиц Мюнхена.

Дом Елизаветы Бем

Лермонтовский пр., 20.

Елизавета Бем (1843-1914) — художница, иллюстраторка и дизайнерка стеклянных изделий. В 1913-1914 годах Елизавета издала в Париже рисованную «Азбуку», которая на много лет стала эталоном для детской иллюстрации.

Дом Варвары Бубновой

3-я линия В. О., 60.

Варвара Бубнова (1886-1983) отучилась в Академии Художеств, как авангардистка участвовала в выставках с Малевичем. В 1922 году она переехала в Японию, где она продвигала русский авангардизм. В Японии художница прожила более 30 лет, а затем вернулась в СССР.

К 1980-м Варвара Бубнова была единственным оставшимся в живых представителем русского авангарда.

Картины Бубновой хранятся в собраниях зарубежных музеев, без работ художницы в Японии не обходится ни одна выставка о русском авангарде.

Дом Веры Ермолаевой

10-я линия В. О., 13.

Вера Ермолаева (1893-1937) — авангардистка, которая выпускала иллюстрированные детские книги и лубки. С конца 1920-х в квартире Ермолаевой собиралась «группа живописно-пластического реализма», которая устраивала «квартирные» выставки. В конце 1934 года во время одного собраний участники группы были арестованы как «социально-чуждые элементы». У Ермолаевой конфисковали иллюстрации к поэме Гете «Рейнеке-лис», которые расценили как «злонамеренную антисоветскую клеветническую сатиру».

Веру Ермолаеву сперва приговорили к трем годам лагерей, в 1937 году художницу расстреляли под Карагандой. Только 20 сентября 1989 года Веру Ермолаеву реабилитировали.

Дом Софьи Дымшиц-Толстой

Невский пр., 147.

В квартире на Невском проспекте авангардистка Софья Дымшиц-Толстая (1884-1963) в эпоху Серебряного века жила вместе со вторым мужем, писателем Алексеем Толстым.

Позже Софья переехала в Москву, вышла замуж за архитектора Владимира Татлина, с которым работала над его Башней — авангардистским утопическим проектом грандиозного по величине здания, посвященного III Интернационалу. Для монумента Софья делала стеклянные детали и сложные архитектурные формы в центре башни.

После расставания с Татлиным она вышла замуж за немецкого скульптора и коммуниста Германа Пессати. В 1925 году Софья начала работать заведующей художественной частью в журнале «Работница и крестьянка», гда активно внедряла фотографию.

Дом Елены Поленовой

9-я линия В. О., 8.

Елена Поленова (1850-1898) начала рисовать в детстве, но не смогла поступить в Академию художеств: женщин​ туда не принимали до 1892 года. В 14 лет Елена поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, ее наставником был Иван Крамской​. Поленова стала первой русской художницей​, которую отправили в заграничную командировку — в Париж — для изучения керамического искусства.

В конце XIX века художница руководила мастерской резьбы​, мебель по ее эскизам украшала аристократические гостиные.

Елена Поленова запомнилась как одна из основоположница стиля модерна в русском искусстве и как первая иллюстраторка русских народных сказок.

Дом Валентины Ходасевич

Миллионная ул, 9.

Валентина Ходасевич (1894-1970) — художница театра. За свою жизнь она оформила более 150 постановок, в том числе в Мариинском и Большом театрах. Как художник-график она также создавала театральные афиши и иллюстрации к книгам Максима Горького.

Вступайте в Клуб друзей — будьте ближе к «Бумаге» и знакомьтесь с другими читателями 👋 💚

Подробнее

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.