15 февраля 2022

Часовая аудиопрогулка по местам Хармса в Петербурге. Маршрут БДТ и «Бумаги»

Как жил Даниил Хармс, о каких местах в Петербурге писал и что слушал в филармонии? Это часовая аудиопрогулка по местам писателя в центре Петербурга от «Бумаги» и Большого драматического театра.

Локации сопровождают отрывки из произведений Хармса и мемуаров его вдовы — их озвучили артисты БДТ Полина Дудкина и Виктор Бугаков. Они также играют в новом спектакле «Елизавета Бам», который в БДТ поставил литовский режиссер Оскарас Коршуновас по произведениям Хармса и других поэтов-обэриутов.

Премьера спектакля «Елизавета Бам» пройдет в БДТ 18 и 19 февраля. Подробности — на сайте театра.

Гастроном

улица Некрасова, 18

Главный герой рассказа Хармса «Сонет» отправляется в гастроном на углу Знаменской (Восстания) и Бассейной (Некрасова) улиц. Там он с помощью кассирши пытается разрешить спор с соседями.

Магазин, реально существовавший во времена писателя, до сих пор находится по этому адресу. Несколько раз гастроном становился площадкой театрального проекта, который посвящен другому произведению Хармса — повести «Старуха».

Дом Хармса

улица Маяковского, 11

Большую часть жизни, вплоть до ареста в 1941 году, Даниил Хармс провел на Надеждинской улице (сейчас — Маяковская). Он жил небогато, в коммунальной квартире вместе со своей второй женой Мариной Малич, родителями, сестрой, незнакомой старухой и ее дочкой. В дневниках Хармс любил рисовать квартиры, где хотел бы жить. Они всегда были разными: в одном макете могло быть две комнаты, в другом — 80.

В 2016 году на брандмауэре дома № 11 художники Паша Кас и Павел Мокич нарисовали масштабный портрет Хармса. Несколько лет администрация требует закрасить несогласованный мурал, а петербуржцы его отстаивают.

Дворец Нарышкиных-Шуваловых, Дом печати

Набережная Фонтанки, 21

Дом печати — эпицентр левого искусства Ленинграда — находился во дворце Нарышкиных-Шуваловых. Его директор в 1927 году предложил Хармсу, Введенскому, Заболоцкому и Бахтереву занять одну из площадок Дома для работы и репетиций.

Годом раньше друзья организовали литературно-театральную группу ОБЭРИУ, а в 1928-м — устроили знаменитый поэтический вечер «Три левых часа». Название соответствовало программе, разделенной на три части: во дворце прошли чтение стихов, театральная постановка и кинопросмотр. Специально для спектакля Хармс написал пьесу «Елизавета Бам».

Большой зал Филармонии

Михайловская улица, 2

Писатель обожал музыку и даже некоторые свои стихи и рассказы называл как музыкальные произведения — например, «Романс» или «Пассакалия № 1».

Денег у Хармса всегда было немного, но он легко мог спустить последние на билеты в консерваторию или филармонию для себя и Марины Малич. А еще в их квартире на Надеждинской всегда стояла фисгармония, на которой писатель время от времени играл.

Дом Зингера

Невский проспект, 28

В XX веке на пятом этаже дома Зингера находилась редакция двух крупных детских журналов — «Чиж» и «Еж». Их выпуском руководил Самуил Маршак — именно он в 1927 году пригласил Хармса и других обэриутов придумывать для журналов стихотворения, рассказы и головоломки.

Хармс, по собственному признанию, детей категорически не любил, но на предложение согласился — это была его единственная возможность заработать. Дети, кстати, писателя обожали: их веселили его нелепые короткие штаны, гольфы и фокусы, которые Хармс изредка для них показывал.

Невский проспект

Через Невский всю жизнь пролегали ключевые маршруты Хармса. Например, в детстве писатель учился в немецкой школе Петришуле, которая находится на Невском 22–24. В зрелом возрасте он жил в 5 минутах от проспекта и регулярно ходил по нему на работу, в дом Зингера и к друзьям.

На Невском писателя завораживали трамваи, которые постоянно появляются в хармсовской прозе и поэзии — от рассказа «Едет трамвай…» до стихотворения «Происшествие на улице». О том, что именно они означают у писателя, до сих пор спорят исследователи его творчества.

Большой драматический театр

Набережная Фонтанки, 65

В БДТ — спустя 94 года после премьеры в Доме печати — играют пьесу Хармса «Елизавета Бам». Спектакль поставил литовский режиссер Оскар Коршуновас, который уже 30 лет исследует личность Хармса и его творчество.

Роль Елизаветы Бам сыграет молодая актриса Александра Дроздова. В режиссерской версии Коршуноваса появится и сам Хармс — его роль исполнит выпускник режиссерского курса Могучего Борис Заруцкий. А артисты Полина Дудкина и Виктор Бугаков, озвучившие отрывки в этом аудиомаршруте, играют родителей главной героини. Ниже они делятся личными впечатлениями от работы с текстами Хармса.

Этот маршрут доступен на карте в приложении PaperApp 📱

Читайте и скачивайте наше приложение для Android и iOS

Что еще почитать:

Алина Исмаилова
Над текстом также работали: Продюсер и редактор — Татьяна Иванова, дизайнер — Елизавета Семакина, звукорежиссер — Ясин Тропилло, литературный редактор — Владислава Петрова, визуальный продюсер — Мария Слепкова. За помощь в подготовке материала «Бумага» также благодарит пресс-атташе БДТ Анастасию Клобукову.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Гиды
Зима близко. 9 открытых катков Петербурга и пригородов — расписание, цены и адреса
Еда и вид. Десятки мест для созерцания зимнего Петербурга за завтраком, обедом и ужином
Как выглядят запахи, отчего грустят русалки и зачем люди просыпаются по утрам? Гид «Бумаги» по Большому фестивалю мультфильмов-2024
Рисунки итальянского Возрождения и другие новые выставки Петербурга
Визы для стартаперов, артистов и геймеров. Какие треки эмиграции есть у россиян в 2024 году
Что смотреть в театрах Петербурга
Как театры Петербурга проведут годовщину войны? Изучили афиши на 24 февраля
«Это ответ на вопрос „Что я делал эти 8 лет?“». Директор фестиваля «Точка доступа» — о его закрытии
Путин предложил воссоздать Дирекцию императорских театров, объединив Мариинку и Большой
Петербургский театр Fulcro объявил о переходе в диджитал-формат. Что с проектом будет дальше?
Моника Беллуччи прилетит в Петербург и сыграет в спектакле на сцене Александринского театра
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.