В Фонтанном доме открыли постоянную экспозицию «Иосиф Бродский. Натюрморт». Это инсталляция примерно из тысячи личных вещей поэта — от пепельницы и стильного плаща до письменного стола из Дома Мурузи.
«Бумага» показывает новую экспозицию и рассказывает, чем она примечательна и что стало с Американским кабинетом.
В Фонтанном доме появилась новая экспозиция, посвященная Иосифу Бродскому
В музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась новая постоянная экспозиция «Иосиф Бродский. Натюрморт». Это не биографическая выставка и не мемориальное пространство — Бродский здесь никогда не бывал. Но музей Ахматовой обладает внушительной коллекцией его личных вещей, которая начала собираться еще при жизни поэта. Из них и создали инсталляцию.
«Натюрморт» — это инсталляция, созданная из экспонатов, доставленных сюда в частности из США и Дома Мурузи. Из примерно 4 тысяч личных вещей поэта в нее вошла примерно 1 тысяча. Это «эклектичный, построенный на свободных ассоциациях портрет», — говорят в музее. Куратор проекта — Павел Котляр, архитектор — Сергей Падалко.
Инсталляция находится в центре небольшого зала, ее можно обойти вокруг. Каждые 12 минут в пространстве звучит голос Бродского — на записи он читает стихотворение «Натюрморт», название которого вынесено в титул экспозиции.
Анна Соколова
директор музея Анны Ахматовой
— Мы начали работать над этой экспозицией год назад. И предварительное решение было довольно традиционным: мы думали, что просто обновим наш Американский кабинет. Но чем больше мы об этом думали, тем больше мы понимали, что при таком подходе исчезает поэзия — главное, что есть для Бродского.
У «Натюрморта» неклассический подход к экспонированию
Как отмечает куратор проекта Павел Котляр, тот факт, что это не мемориальное пространство, позволяет отказаться от классического подхода к экспонированию вещей знаменитого человека. Описывая выставку и референсы к ней, он называет и блошиный рынок на «Удельной», и выставку «Мумия Шпицмауса в гробу и другие сокровища» Уэса Андерсона и Джуман Малуф.
В центре экспозиции оказались важные для поэта, но совершенно разные вещи. Так, со столом и подсвечником из Дома Мурузи соседствуют пепельница, чашки и книга The Japanese Cat At Home.
Как литературный музей, Фонтанный дом делает акцент на тексте. У выставки нет музейных ограждений и правил осмотра. Вместо путеводителя здесь используют сборник Бродского — с закладками и выделенными фрагментами, которые помогают разобраться в инсталляции.
Анна Соколова
директор музея Анны Ахматовой
— Конечно, у нас были сценарии и мы попытались их заложить в экспозицию. Но как при взгляде на хорошую картину каждый всё равно найдет что-то для себя сам, так и на этой экспозиции у зрителей будет возможность выстраивать собственные связи и ассоциации с текстом. Как это будет принято? Молодежь, думаю, примет на ура, старшее поколение, может, будет в некоторой степени шокировано, но мы будем работать с этим.
Музей также запустит приложение с цифровыми копиями рукописей и биографией поэта.
Американского кабинета в музее Ахматовой больше нет
Американский кабинет Бродского на первом этаже упразднен, теперь на его месте кабинет директора. А новая экспозиция как раз заняла бывшее пространство дирекции на третьем этаже. Часть экспонатов Американского кабинета вошла в инсталляцию «Иосиф Бродский. Натюрморт».
На Литейном сразу два пространства, посвященных Бродскому
После открытия новой постоянной экспозиции в городе работает два пространства, посвященных Иосифу Бродскому, — оба на Литейном проспекте и оба в позиционировании отказались от взгляда на поэта снизу вверх и постановки его на пьедестал.
Павел Котляр, в прошлом работавший с «Полутора комнатами» и редактор портала Brodsky.online, отмечает, что в «Полутора комнатах» Бродский жил, но там нет его вещей, в Фонтанном доме же много его вещей, но там он никогда не был.
Адрес: Литейный проспект, 53