Как со временем менялись представления о браке и семье, почему еще 80 лет назад люди чаще всего знакомились рядом с домом и может ли онлайн-дейтинг вызывать привыкание?
«Бумага» поговорила с социологом Даниилом Александровым, профессором НИУ ВШЭ в Петербурге.
«Бумага» и исследовательская группа SocResearch изучили на примере Петербурга, как и где сейчас знакомятся жители больших городов. Над этим спецпроектом в течение пяти месяцев работали пять журналистов и шесть исследователей. В нашем опросе приняли участие 523 респондента, а итоговый отчет занял 102 страницы.
Читайте главные выводы из нашего исследования, а также историй пар, которые познакомились онлайн, мнения социологов о «Тиндере» и современных романтических отношениях, разговор со свахой, правила безопасности на дейтинг-сайтах и истории самых невероятных знакомств от наших читателей.
Читать спецпроект 👋Даниил Александров
социолог, профессор НИУ ВШЭ в Петербурге
Как меняется модель семьи и отношения между партнерами
— Наши нормативные представления о браке и сексуальных отношениях относятся к довольно позднему времени — примерно к эпохе после промышленной революции, когда появился большой слой предпринимателей и новая буржуазная этика. Поэтому, если мы прочитаем книги по исторической антропологии Средневековья и начала Нового времени, нас может многое удивить. Например, в книге о средневековой деревне Монтайю рассказывается про секс, брачные и внебрачные отношения, и мы видим, как жизнь отличается от декларативных норм. Декларируется безбрачие священников, а документы Монтайю рассказывают о множестве внебрачных детей этих священников. Сейчас мы думаем, что секс между близкими родственниками — это извращение, инцест, а в течение столетий это было обычным делом, хотя никогда не поощрялось.
Долгое время семья была экономическим или политическим союзом, любовь не имела к ней почти никакого отношения. Так было все Средние века и в начале Нового времени. Постепенно новые романтические правила союзов стали складываться в среде обеспеченных людей, но в достаточном объеме ситуация стала меняться только к концу XIX века. Люди стали создавать житейские союзы, объединяясь не ради выживания и прибыли, а ради совместной жизни. Многое из этого получалось по любви.
К концу XX века представления снова поменялись. Люди стали больше думать не о нормативно-житейских целях — быть вместе и вместе растить детей, — а о самореализации и самовыражении. Мы видим, что среди образованной публики ценности саморазвития стали доминирующими. При этом идеалы саморазвития не очень подходят для формирования долгосрочных союзов, потому что постоянные отношения всегда ограничивают свободу и самореализацию. Это эпохальное изменение, которое повлияло и на практики знакомств. Понятно, что творческие союзы на основе ценностей самореализации возникали и раньше, например, у писателей и интеллектуалов XIX века, но я говорю о более или менее массовых процессах, у которых нет четких границ.
Какую роль в романтических знакомствах играет место жительства
— Еще 80–100 лет назад люди знакомились преимущественно через семью или по месту проживания. Есть книга социолога Эрика Клиненберга и актера Азиза Ансари про знакомства «В активном поиске», в ней описано, что рассказывали люди в домах престарелых о том, где они впервые встретились со своими партнерами. Все повально отвечали, что на семейном празднике, у подъезда и так далее. Локальность — важная особенность жизни еще недавнего времени.
В 1960-х и даже позже большой американский город выглядел как набор множества деревень, поскольку большинство браков заключалось между жителями своего района. Это поразительно. К сожалению, таких исследований по Петербургу нет, да и не может быть, ведь устойчивых районов здесь нет — потому что у нас были революция, блокада, переселения, новые строительства. Мы говорим о городах более естественного роста, например Чикаго, в которых есть устойчивые соседства. В России тоже долгие годы жила культура «ребята нашего двора», но потом эта социальная ткань начала распадаться. На смену этому во многих преуспевающих странах, включая Россию, приходят знакомства далеко от дома.
Помимо дома и учебы или работы, где человек поддерживает социальные отношения, есть еще «третьи места» — согласно концепции Ольденбурга, места специально для формирования отношений. Это может быть бар или парикмахерская, или фитнес-центр — и они обычно местные. В контексте знакомств в прошлом — обязательно недалеко от дома или работы. Возможно, туда добирались на автомобиле, но в большинстве случаев шли пешком. У нас в России такой локальной жизни очень мало, и наши парикмахерские не похожи на местные клубы для болтовни, там не принято общаться с другими посетителями, но в других странах — да.
Постепенно большое значение для поиска партнеров приобретают университеты. Есть такая социологическая книга «Кто на ком женится: образовательные системы как брачные рынки в современных обществах».
Конечно, современный брачный рынок надо понимать довольно широко, как рынок партнерств. Студенты образуют временные союзы, живут вместе, некоторые при этом состоят в полиаморических отношениях. Формы отношений могут быть разными, но вуз и всякие тусовки в сфере образования становятся новым местом для знакомств. И по мере того, как всё больше людей идет дальше учиться после школы, вузы приобретают большее значение в формировании партнерств. И это тоже один из факторов отрыва от местной жизни и знакомств по соседству.
Интернет оказывается продолжением естественных изменений от местной жизни к расширенной, не ограниченной территориальной близостью соседства. Можно сказать, что интернет оказался технологическим прорывом, но всё же лишь этапом в этом долгом историческом переходе от жизни села, где все знакомы друг с другом, к жизни в анонимном мегаполисе, где люди общаются по интересам, а не по соседствам.
Вступайте в Клуб друзей «Бумаги» 💬
В специальном чате вам всегда помогут советом и поддержат разговор на любую тему
В чем преимущество знакомств в интернете
— Если посмотреть на графики, для гетеросексуальных пар значение интернет-знакомств с середины 1990-х растет постепенно от нуля до 20 %, а для гомосексуальных — взлетает до 70 %. Как только речь идет о меньшинстве, причем любом, интернет играет огромную роль. Есть православные и мусульманские сайты знакомств, сайты для разных этнических групп. Мы ищем партнеров, которые соответствовали бы нашим ценностям. Если мы меньшинство, рассеянное в обществе, то нам труднее найти партнера в баре около работы, нежели большинству.
Парадокс в том, что интернет позволяет найти подходящего партнера, но дальше оказывается, что из-за высоких требований с обеих сторон остаться в отношениях сложно. В новом мире — ценности самореализации выше, чем ценность сохранения союза.
Экономическая составляющая становится менее важной, хотя в России много бедных семей, которые образуют союзы выживания, но значительная часть городского населения живет по-новому. В советское время у людей были проблемы с жильем, поэтому люди рано женились, чтобы съехаться и легально заниматься сексом, не прячась от родителей на чердаках и лестничной площадке. Сейчас эта проблема снята, потому что доступна аренда.
Вторая особенность онлайн-дейтинга в том, что отказ в интернете переживается легче, чем отказ лицом к лицу. Вы обменялись несколькими посланиями — и всё. В баре же, если вы подмигиваете мужчине, а он в ответ корчит рожу, это обидно и эмоционально ощущается сильнее.
В интернете первые элементы знакомства упрощаются настолько, что вы может их делегировать. Канадский инженер Джастин Лонг разработал робота, который в тиндере не только по фотографиям отбирал девушек, которые могли бы ему, Лонгу, понравиться, но и вступал с ними в беседу, а если первый посыл был успешным, то передавал общение самому Лонгу. А дизайнер Катерина Лядова написала книгу Dating Vandalized о том, как нанимала персонального менеджера для подбора пары, но ничего не получилось. Если вы лично знакомитесь где-то в фитнес-клубе, у вас не получится передать это кому-то. Разве что вы скажете другу: «А представь меня». А интернет-знакомства упрощены.
Как онлайн-дейтинг вызывает привыкание
— У людей возникает привыкание к знакомствам в интернете, потому что часто это происходит в удобных и легких сервисах, где общение может перерасти в полуэротическое шоу. Вы листаете десятки фотографий, многие из них довольно откровенные.
Аддикция может быть и чисто социальной: одинокие люди приходят туда разговаривать и не всегда переходят к реальным свиданиям. Их радует уже то, что кто-то откликается на их виртуальный флирт. Социальным одиночеством людей на сайтах знакомств пользуются мошенники, причем обоих полов.
Какое будущее у онлайн-знакомств
— Интернет-знакомства становятся всё более привычными и нормативно приемлемыми, и всё больше людей находит себе долгосрочное партнерство на сайтах знакомств. Про то, как часто знакомства в тиндере перерастают в серьезные отношения, мы не знаем, потому что сервис не дает такой статистики. Но есть много сайтов и сервисов онлайн-знакомств помимо тиндера.
По разным опросам населения в разных странах этот показатель достигает 20–25 %. Можно предположить, что число браков и долгосрочных партнерств, образованных после знакомств в приложениях, будет и дальше расти, потому что для нас это становится обычным делом.
Пока что по имеющимся данным кажется, что союзы, возникшие из поиска в интернете, устойчивее, чем возникшие в вузе или на работе. Может быть, именно потому, что люди выбирают партнера вдумчивее. Интересно, что это в чем-то возвращает нас к практикам далекого прошлого, когда в брак вступали не по первым романтическим порывам, а по расчету. Только тогда расчет был про совместную экономическую жизнь, а сейчас — про общность культурных интересов и психологическую совместимость.
Над спецпроектом работали:
Анастасия Кудрявцева — куратор исследования, Александра Агеева, Анастасия Волкова, Даниил Лермонтов, Дарина Козинова, Маргарита Шакирова, Александр Смирнов — социологи, Анастасия Александрова, Майя Русакова — научные руководители, Татьяна Иванова — редактор, Анастасия Рожкова, Евгений Антонов, Александра Кириллова, Никита Пахарев и Владислав Чирин — авторы материалов, Елизавета Семакина — дизайнер, Влада Петрова — литературный редактор, Анна Кузьмина — корректор, Евгений Курсков — фоторедактор.