В начале XVIII века Петр I решил построить парадную резиденцию, которая должна была стать «новым Версалем». Однако проект постоянно менял архитекторов — его не могли завершить даже спустя годы после смерти Петра.
До 20-х годов XX века дворцом владели князья дома Романовых. После революции здесь расположилась школа-колония, затем — Ленинградское Арктическое училище. В 1941 году ансамбль стал наблюдательным пунктом немцев и был частично разрушен. В начале нулевых дворец, давно нуждавшийся в ремонте, восстановили. Он стал президентской резиденцией, где встречаются главы государств. Залы дворца можно посетить во время экскурсий.
Для партнерского материала с КВС «Бумага» поговорила с краеведом Марией Тычининой. Она рассказала, как проект Петра I менялся с XVIII века до нашего времени.
Партнер материала
«Любоград» — уютный малоэтажный квартал комфорт-класса от КВС. Жилой комплекс строится в Стрельне, в историческом Петродворцовом районе. До Константиновского дворца и парка — всего 15 минут ходьбы. Для домов ЖК «Любоград» выбран стиль современной классики. Отличительная черта проекта — квартиры с террасами и французскими балконами.
Мария Тычинина
Краевед
Как Петр I решил построить «новый Версаль», который не могли закончить даже после его смерти
— Петр I тепло относился к Стрельне и неоднократно останавливался там: он собственноручно распределил участки для загородных усадеб с личным выходом к Финскому заливу. Себе Петр тоже выделил четыре участка под парадную резиденцию. В 1715 году началась работа над проектом.
Царь всеми возможными путями стремился показать Европе, что Россия сильнее и лучше, чем остальные страны. Вот и царская резиденция задумывалась как символ победы России в Северной войне. Планировалось, что по красоте и роскоши она станет «новой Версалией». Правда, реальным прототипом Константиновского дворца ряд современных исследователей считает ансамбль в Херренгаузене в немецком городе Ганновере, который посещал царь.
Планы строительства и его создатели менялись многократно, так как Петр I очень ревностно относился к созданию ансамбля. В 1716 году концепцию дворца создал архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Примерно через полгода его сменил француз Жан-Батист Леблон, который раскритиковал старый проект и заразил Петра I своим видением.
Однако уже в начале 1717 года царь придумал новую концепцию, на которой сказалось его восхищение французскими дворцами. Так к работе привлекли еще одного итальянца — инженера-гидравлика Николо Микетти. Наконец, наступил день закладки каменного дворца — 16 июня 1720 года. Однако не прошло и трех лет, как Микетти покинул проект. К счастью, основная часть работ по ансамблю уже была завершена. Дворец достраивали поочередно три русских архитектора: ученик Микетти Михаил Земцов, Тимофей Усов, Петр Еропкин.
В январе 1725 года первый русский император умер, и о дворце все забыли на 26 лет. Уже при правлении Елизаветы к работе возвратился Франческо Бартоломео Растрелли. Но завершить работы ему не удалось и через 14 лет. В 1765 году контору по строительству дворца упразднили.
Как во дворце жили князья дома Романовых — и разместили здесь офицерскую и школу садоводства
— В конце XVIII века владельцем дворца стал великий князь Константин Павлович, брат Александра I. При нем начались перепланировка и ремонт, за которые взялись датчанин Франциск Вильстер и русский архитектор Андрей Воронихин. Усадьба тогда находилась в таком состоянии: «…на плитовых террасах и помостах укоренились толстые березы и осины… в окошках свистел ветер» (цитата из книги Павла Свиньина «Достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестностей» — прим. «Бумаги»).
Константин Павлович очень любил усадьбу и старался как можно чаще в ней бывать. Казалось бы, у ансамбля началась новая жизнь, но в конце 1803 года случился пожар. Восстановлением того, что удалось спасти, занимался архитектор швейцарского происхождения Луиджи Руска. С его приходом, например, появилась оранжерея и бельведер над кровлей. В западном крыле был запущен прообраз современного лифта.
Константин Павлович был увлечен военным делом, поэтому на первом этаже дворца разместились канцелярия, офицерская, лазарет, квартиры адъютантов великого князя и избранных офицеров, служивших в Конном полку. В подвале появились конюшни и гаупвахта.
После смерти Константина Павловича в 1831 году здесь успел пожить его воспитанник и предполагаемый внебрачный сын Павел Константинович Александров. Однако император Николай I подарил имение своему сыну Константину Николаевичу, который начал масштабную реконструкцию в 1847 году, пригласив для этого академика архитектуры немца Христиана Мейера. Фасады Большого дворца отремонтировали, организовали «опочивальню Их Высочеств» с ватерклозетом, умывальным шкафом и гардеробом. На площади перед южным фасадом дворца установили солнечные часы на гранитном пьедестале — они сохранились и сегодня.
Следующим хозяином дворца стал третий сын Константина Николаевича — Дмитрий Константинович. При нем в 1896 году в усадьбе появилась дворцовая школа садоводства. Кроме того, была реконструирована Спасо-Преображенская церковь: именно здесь повторно вступила в брак вдова Александра Сергеевича Пушкина Наталья Николаевна. А в одной из дач, прилегающих к ансамблю, жила легендарная балерина Матильда Кшесинская. Кстати, первая электростанция в Стрельне появилась именно у Кшесинской.
Как после революции во дворце появилась школа-колония и Ленинградское Арктическое училище, а во время Великой Отечественной войны — наблюдательный пункт немцев
— В конце 1920-х большевики разместили в усадьбе Первую Стрельнинскую школу-колонию. Здесь учились дети из многодетных и репрессированных семей. Мальчики жили в усадьбе на одном конце Константиновского парка, девочки — в доме Кшесинской в другой. В самом дворце проводились праздники, а в бывшей домовой церкви — литературный кружок. В одном из главных залов дворца — Мраморном — размещался спортивный зал, из-за чего были утрачены хрустальные люстры, испорчен паркет и повреждена поверхность искусственного мрамора.
Дети и учителя ухаживали за парком. Несмотря на это, оранжереи разрушались, деревья вырубали, а кусты сирени вокруг дворца продавали.
Судя по документам Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, название Константиновский дворец в честь его владельца появилось, скорее всего, в районе 30-х годов XX века. До этого его называли, например, Приморским императорским домом, Большим загородным дворцом в Стрельне, Императорским увеселительным замком «Стрельна».
Во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, Стрельна была захвачена. В Константиновском дворце находился наблюдательный пункт немцев. Эти «жильцы» нанесли фатальный урон дворцу: внутренние конструкции обрушились, полностью выгорели междуэтажные перекрытия, была утрачена почти вся внутренняя отделка, кроме лепнины. Немцы безвозвратно уничтожили Спасо-Преображенскую церковь, дворцовую школу садоводства, оранжереи.
В 1950 году усадьба перешла к Ленинградскому Арктическому училищу. К его переезду сюда дворец готовили мастерские Ленпроекта. С одной стороны, их задачей было восстановить ансамбль, а с другой — приспособить под нужды училища. За основу взяли проект дворца Луиджи Руска. Повторить его идеально, конечно, не удалось — не хватало денег на реставрацию. Например, металлические ограждения частично заменили на деревянные, часть декора фасадов из камня — на бетон. Историческая планировка дворца и вовсе была утрачена. Если что и удалось восстановить, то только главные залы дворца — Мраморный и Голубой — благодаря сохранившейся научной документации.
В 1986 из-за проблем с проводкой на чердаке Голубого зала произошло возгорание, что привело к многочисленным повреждениям. Временную кровлю на свои собственные средства возвело училище. Через два года началась вторая послевоенная реставрация: ее целью было создание во дворце музея. К сожалению, и ее нельзя считать удачной. А в 1991 году Ленинградское Арктическое училище расформировали, и за дворцом снова некому было следить.
Здание меняло арендаторов, которые проводили косметический ремонт, но пользы от этого было мало, притом что в 1990 году здание внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как запущенный ансамбль снова стал государственной резиденцией — «Дворцом конгрессов»
— В начале 2000-х инициативные жители Петербурга отправили письмо Владимиру Путину с просьбой спасти ансамбль в Стрельне. В декабре 2001 года президент издал распоряжение создать на базе Константиновского дворца Государственный комплекс «Дворец конгрессов». Уже в июне того же года начались проектно-изыскательские работы. Была восстановлена набережная вдоль Финского залива больше 2 километров длиной, смонтированы 16 мостов в парках Константиновского дворца.
Фасады дворца отреставрировали: в частности — бельведер, который так любил князь Константин Павлович, два крыльца на террасе, балконы на торцах флигелей. Наверху на фасаде дворца воссоздан герб Константина Николаевича: двуглавый орел, который держит в лапах и клювах карты Балтийского, Белого, Азовского и Каспийского морей.
Планировку реконструировали с максимально возможным приближением к середине XIX века. Отдельные интерьеры реставрировали, используя сохранившиеся исторические проекты. Самая сложная работа прошла в центре главного корпуса: под Триумфальной аркой создали новый подземный вестибюль, укрепили поперечные стены Мраморного зала. Вместе с реставрацией ансамбля отреставрировали и расширили шоссе, построили новую дорогу с канализацией и системой освещения.
Для оформления 40 парадных и протокольных гостиных дворца были отобраны 43 произведения живописи из фондов Эрмитажа, Русского музея, государственных музеев «Павловск» и «Гатчина». Часть коллекции состоит из даров. Например, из Германии сюда передали четыре живописных полотна XVIII века Исаака де Мушерона и Франческо Гварди. Их приобрел Николай I, чтобы украсить интерьер в Российском посольстве в Берлине. Из частных собраний в коллекцию дворца также передали парадный портрет Петра I кисти неизвестного художника XVIII века.
Сегодня Константиновский дворец снова стал государственной резиденцией. Здесь проходят такие мероприятия, как саммит «Большой восьмерки», «Россия — Евросоюз», ЕвразЭс (например, здесь побывали Джордж Буш, Жак Ширак и Ангела Меркель — прим. «Бумаги»). Кроме того, это музейный, культурный и деловой центр.